Для решения задач нашего исследования и изучения правомерности использования полученных результатов наблюдений был проведен педагогический эксперимент.С этой целью на базе спортивной секции по Айкидо средней школы №5 «Обыкновенное чудо» и учеников средней школы №28 г. Йошкар-Олы были организованы две опытные группы детей 9-10 лет (20 школьников – по 10 в каждой группе, состав – мальчики). При комплектовании состава экспериментальной и контрольной групп мы использовали метод случайных величин, таким образом, группы оказались практически однородными по своему составу. Все дети были здоровы, имели практически одинаковый уровень подготовленности и физического развития.В экспериментальной группе на базе спортивной секции по Айкидо школы №5 «Обыкновенное чудо» занятия вел автор по разработанной программе, основу которой составляли средства и методы изучения айкидо согласно Учебной программе по айкидо (Программа дополнительного образования. Автор: А.В. Чуфистов. 2007 г.).Контрольная группа на базе школы №28 выполняла роль фона, на котором предстояло провести сравнительный анализ динамики сдвигов в показателях у испытуемых экспериментальной группы и дать им оценку.В основу занятий контрольной группы была положена учебная программа восточных единоборств для учащихся 3-4-х классов. Всего в группах в течение учебного года было проведено по 64 занятий.
С учащимися проводилось тестирование в начале педагогического эксперимента (сентябрь 2009 г.) и в конце (май 2010 г.). Тестирование включало: тест – три кувырка; прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины; ловля гимнастической палки; стойка на одной ноге; тест – касания кружков; тест – упор присев-упор лежа. Подобные тесты широко описаны в специальной литературе [15, 34, 56] и рекомендованы для оценки физической подготовленности детей школьного возраста [24, 33].
Участникам давалось две попытки, в зачет шел лучший результат. Всего было проведено 480 измерений.
Педагогические контрольные испытания были применены для сравнения показателей координационных способностей, определения физической подготовленности участников исследовательской работы с целью выявления сходства и различий между исследованными группами.
Занимаясь с подростками, тренеры, преподаватели, учителя обращают, как правило, внимание на развитие у своих подопечных детей основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости. Для этого существует много отработанных методик восточных единоборств , педагогических находок, известны сотни упражнений. Широко используются и тестирования, чтобы определить результаты занятий. Но есть качества, которые важны для человека не меньше, чем сила или выносливость. Это сложный комплекс способностей, которые называются координационными способностями или ловкостью (вестибулярная устойчивость, быстрота перестраивания и согласованность разных действий, воспроизведения временных и пространственных параметров и т.п.). Ловкие люди – обладатели большого двигательного опыта, легко осваивающие новые сложные по координации упражнения. Ловкость – очень полезное качество для будущей профессиональной и военно-прикладной деятельности [58].
Необходимость раннего обучения школьников умениям целенаправленного и грамотного ведения единоборств диктуется самой жизнью. Каждый из нас на собственном опыте знает, как увлеченно и самозабвенно дети борются между собой, едва только научатся ползать и ходить. Эта естественная детская страсть к самоутверждению путем единоборства не затухает впоследствии ни в детских яслях, ни в детском саду, ни в общеобразовательной школе. Едва лишь дети в повседневной жизни оказываются предоставлены сами себе, как они тут же начинают играючи возиться, толкать, дергать и переворачивать друг друга, выясняя в посильном единоборстве, кто из них лучше, смекалистей, ловчее, сильнее.
Именно в детском возрасте легче всего прививать осмысленные грамотные представления о важнейших правилах и посильных способах ведения единоборства, разумно используя внутреннюю тягу детей к этой форме двигательной активности.
Разработаны тесты, определяющие координационные способности.
При отборе тестов наиболее важным и принципиальным моментом является их теоретическое обоснование.
В качестве такой теории в данной работе принята психофизиологическая концепция Н.А. Бернштейна о многоуровневой системе управления произвольными движениями человека, исходя из которой выделяется по меньшей мере 16 специальных и еще целый ряд специфических (частных) координационных способностей. В этой связи задача исследования состоит в том, чтобы разработать или отобрать в литературе возможно большее число двигательных тестов, определяющих абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели этих координационных способностей и подвергнуть их при необходимости экспериментальной проверке. Наиболее правильным представляется подход, когда каждая отдельная координационная способность изучается по возможности с помощью нескольких гомогенных (однородных) контрольных испытаний (показателей). С одной стороны, это позволяет получить более надежную оценку уровня ее развития, а с другой – наличие положительных взаимосвязей между гомогенными признаками говорит о том, что данные тесты (группа тестов) определяют одну и ту же координационную способность [39].
По мнению В.П. Озерова, необходимо также, чтобы контрольные испытания (тесты) соответствовали еще и таким требованиям [39]:
а) были естественны и доступны для школьников всех возрастнополовых групп и в то же время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных координационных способностей;
б) не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;
в) не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения;
г) как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров и массы тела;
д) выполнялись ведущими и неведущими верхними и нижними конечностями, чтобы можно было изучить явление латеральности (асимметрии) с учетом возраста и пола;
е) давали достаточно полную картину о динамике изменения всех специальных и специфических координационных способностей.
Приведенные выше положения легли в основу представленных в этой главе разработанных и отобранных в литературе двигательных тестов, определяющих координационные способности детей от 7 до 17 лет.
Общие указания по методике тестирования [34]. Перед проведением тестов учителю следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.
На результаты контрольных испытаний восточных единоборств, определяющих координационные способности, сильное влияние оказывают внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценки необходимо давать несколько зачетных попыток (2-5). После каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, которая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двигательных действий. Испытуемым необходимо также предоставлять одну или несколько пробных попыток для того, чтобы облегчить разучивание или привыкание к опыту.
Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний.
В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специальные упражнения или как средства тренировок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания превратятся в прочный двигательный навык.
Контрольные испытания наиболее целесообразно проводить в соревновательной форме (в парах или последовательно друг за другом).
Приведенные тесты восточных единоборств достаточно сложны в координационном отношении. Координационная сложность является одним из критериев отбора. Тесты рекомендуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. Отдельные из них можно использовать с 5 лет. Нет противопоказаний для проведения этих тестов и после 17 лет. Во всех контрольных испытаниях использована метрическая система мер, чтобы по возможности максимально избежать субъективизма при оценке координационных способностей.
Для оценки координационных способностей были использованы следующие тесты.
1. Для определения координационных способностей,относящихся к целостным двигательным действиям был использован тест – три кувырка вперед [34].
Оборудование: секундомеры, маты.
Процедура тестирования. Испытуемый встает у края матов, уложенных в длину, и принимает и.п. (основную стойку). Когда он приготовился, следует команда «Можно», после которой учащийся принимает положение упор присев и последовательно, без остановок выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать их за минимальный отрезок времени. После последнего кувырка он должен опять принять и.п. Тест закончен.
Результат – время выполнения трех кувырков вперед от команды «Можно» до принятия испытуемым исходного положения.
Общие указания и замечания. После команды «Можно» испытуемый в обязательном порядке должен принять положение упор присев, а затем приступить к выполнению кувырков. Осуществление длинных кувырков запрещается. После последнего кувырка следует зафиксировать положение основной стойки. Разрешаются две зачетные попытки. Результат лучшей из них заносится в протокол.
2. Для определения способности к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений использовался тест – прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины (А.М.Шлемин, К.В.Ким, 1983) [34].
Оборудование: Измерительная лента, мел.
Процедура тестирования. Испытуемый сначала выполняет 3 попытки в полную силу. Затем определяется длина прыжка, равная 50 % от его максимального результата. После этого ученик должен выполнить серию прыжков с места в диапазоне от 50 % плюс 30 см с минимальным увеличением их длины в каждой последующей попытке по сравнению с предыдущей. Если ученик выполнил прыжок меньше предыдущего или повторил его, то ему дается еще одна попытка. При второй ошибке испытание прекращается. Упражнение выполняется без зрительного контроля.
Результат – количество выполненных прыжков с увеличением их длины.
3. Чтобы определить у школьников быстроту реакции на падающий предмет был применен тест – ловля гимнастической палки (В.Ф. Ломейко, 1980; К. Мекота, 1980) [34].
Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.
Процедура тестирования. Учитель держит пронумерованную гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 с учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).
Результат – измеряется расстояние (в сантиметрах) от нижнего края палки до места хвата учащимся со стороны мизинца нижнего края ладони.
Общие указания и замечания. Следует дать одну пробную попытку и три зачётные. Высчитывается среднее арифметическое из трёх попыток.
4. Для определения сохранение статического равновесия был применен тест – стойка на одной ноге (Е. Я. Бондаревский, 1967) [34].
Оборудование: секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый занимает и.п. — стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.
Результат – средний показатель времени удержания равновесия (из трех попыток) (с).
Общие указания и замечания. Дается опробование теста. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия (схождения с места, приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, падение).
5. Для проверки поддержания максимального темпа движений использовался тест – касания кружков.(Европейский тест физической подготовленности, Еврофит,1988) [56].
Оборудование: Стол с регулируемой высотой; 2 резиновых кружка (диаметром 20 см каждый), прикрепленных к столу; пластиночка размером 10×20см (размер между кружками), секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый стоит перед столом на небольшом расстоянии (80 см от середины кружков). Ладонь менее ловкой руки кладет на пластинку. Ладонь более ловкой руки опускает накрест на лежащую менее ловкую руку. По сигналу испытуемый должен как можно быстрее, поочередно, касаться (дотрагиваться) одного и другого кружка более ловкой рукой. Каждого кружка он должен коснуться 25 раз, в сумме – 50.
Результат – время, которое испытуемый затратит, касаясь каждого кружка 25 раз (с точностью до 0,1 с). При этом показанное время, например, 10,2 с дают результат 102балла. Из двух попыток учитывается лучший результат.
6. Для определения способности к согласованию движений был использован тест – упор присев – упор лежа [34].
Оборудование: секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый принимает и.п. – о.с., затем упор присев, потом упор лежа, снова упор присев и, наконец, и.п. И так пять циклов.
Результат – время выполнения задания.
Нормы для оценки: показателей координационных способностей в акробатических упражнениях (три кувырка вперед), способности к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений (прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины), быстроты реакции, максимального темпа движений приведены в приложении 1.
В исследовании принимали участие практически здоровые школьники, не имеющие отклонений в состоянии здоровья.
Врачебный контроль над состоянием здоровья школьников осуществлялся медицинским работником школы.
Известно, что любая активизация двигательной деятельности приводит к повышению уровня развития физических качеств. Поэтому эффективность методики можно объективно оценить лишь при сравнении показателей экспериментальной группы с другой, контрольной, школьников, не занимающихся айкидо, но занимающихся в школе на уроках физкультуры с таким же объемом нагрузки, как и экспериментальная.
После проведения контрольных испытаний мы сравнили приросты результатов в тестировании учащихся экспериментальной и контрольной групп.
Обработка результатов исследования методами математической статистики. С целью количественного анализа педагогических явлений полученные результаты обрабатывались методом математической статистики [46, 52]. Рассчитывались следующие показатели: среднее арифметическое (), среднее квадратичное отклонение (σ), ошибка среднего арифметического (m). Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.
Средняя арифметическая величина выборки характеризует средний уровень значений изучаемой случайной величины в наблюдавшихся случаях и вычисляется путем деления суммы отдельных величин исследуемого признака на общее число наблюдений:
, (1)
где – значение конкретного показателя,
∑ – знак суммирования,
n – число показателей (случаев).
Однако, одно только среднее арифметическое не дает возможности глубоко анализировать сущность того или иного явления и их взаимные различия.
При анализе статистической совокупности одним из важных показателей является расположение значений элементов совокупности вокруг среднего значения (варьирование). Для характеристики варьирования рассчитываем среднее квадратическое отклонение, которое отражает степень отклонения результатов от среднего значения, выражается в тех же единицах измерения, вычисляется по формуле:
, (2)
где ∑ – сумма разности между каждым показателем и средней арифметической величиной (сумма квадратов отклонений);
n – объем выборки (число измерений или испытуемых.
Необходимо подчеркнуть, что чем сильнее варьирует признак, тем больше величина этого показателя, и, наоборот, чем слабее он варьирует, тем меньшее среднее квадратическое отклонение, тем плотнее результаты около средней, что может говорить о ровности результатов группы или одинаковой подготовленности спортсменов [52].
Как правило, выборочные характеристики не совпадают по абсолютной величине с соответствующими генеральными параметрами, поскольку, какой бы репрезентативной ни была выборка, ее объем меньше генеральной совокупности. Величина отклонения выборочной средней от ее генерального параметра называется статистической стандартной ошибкой среднего арифметического или ошибкой репрезентативности. Эта ошибка указывает на величину различия между средними арифметическими – генеральной и выборочной совокупностями. Стандартная ошибка средней арифметической величины определяется по формуле:
, (3)
где σ – среднее квадратическое отклонение выборочной совокупности;
n – объем выборки (число измерений или испытуемых).
В большинстве исследований по спорту могут решаться задачи на выявление эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Решение подобных задач осуществляется путем проведения сравнительного эксперимента с выделением различных групп, результаты которых в теории статистики принято называть независимыми (несвязанными) [46].
В практике спорта в таких случаях наиболее востребованным является t-критерий Стъюдента, определяемый по формуле:
, (4)
где |–| – разность между средними арифметическими сравниваемых групп, рассматриваемая без учета знака (т.е. всегда со знаком плюс);
m1, m2 – ошибки средних (репрезентативности) сравниваемых групп.
Определенный по формуле (4) критерий подлежит сравнению с некоторым критическим (стандартным) значением (), который находится по специальной таблице Стъюдента для заданного уровня значимости pи числа степеней свободы (k). Если в результате сравнения t, найденного по формуле (4), и окажется, что ≥ , то разность между сравниваемыми выборочными показателями называется достоверной. Если ≤ , то разность между выборочными показателями называется недостоверной, наблюдаемые различия можно рассматривать как случайные. В этом случае можно предположить не только несущественность различия между совокупностями, но и неправильный подбор выборки, в частности ее недостаточную численность [46].
Результаты, определяющие достоверность оценки разности средних значений результатов в тестовых испытаниях в экспериментальной и контрольной группах, отражены в приложении 2, в таблице 13.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет. Автор: Иванова Л. С.
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)