1. Дополнительного образования детей (цели и задачи). Анализ содержания образовательной программы.
Система дополнительного образования является частью образовательного процесса. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает ученику обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству. По своему «местоположению» в системе образования – это часть образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах. Дополнительное образование сопряжено с базовым, но не повторяет его, а расширяет, углубляет, вводит новые аспекты, востребованные детьми и их родителями[24].
Содержание дополнительного образования реализуется по специальным образовательным программам, которые, как правило, разрабатываются самими педагогами. Это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественнонаучного, социально-экономического направлений. (Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000г. №1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»). Освоение избранных учащимися образовательных программ осуществляется в индивидуальном темпе и объеме. Достижения учащихся имеют персонифицированный характер и не подлежат какому-либо сравнению между собой. Оценка в дополнительном образовании условна и допустима в разнообразных формах
Дополнительное образование мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей и подростков в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Основное (базовое) образование ценно своей системностью, дополнительное – возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка.
Все это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для личности и общества.
Таким образом, дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, является одним из определяющих факторов развития их способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения. Все это ставит развитие системы дополнительного образования в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики.
Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области боевых искусств, в частности айкидо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по данному виду к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, учебная программа по айкидо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования, и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования.
Программа дополнительного образования по айкидо разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:
– Конституция РФ;
– Гражданский кодекс РФ;
– Закон « О физической культуре и спорте в РФ»;
– Закон РФ «Об образовании»;
– Закон РФ «Об общественных организациях»;
– Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»;
– Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13);
– Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
– Санитарные правила и нормы 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);
– Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»;
– Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002г.№390;
– Типовое положение о детской юношеской спортивной школе (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а.
В основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных айкидоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики[55].
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса по айкидо, возможных результатах освоения программы и методах их оценки.
В данной программе учтены особенности организации учебно-тренировочного процесса, предлагаемые специалистами Всемирного Центра Айкидо, что создает предпосылки для широкого международного использования материалов программы.
Цель программы:
– Содействие гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач:
– привлечение максимально возможного числа учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– утверждение здорового образа жизни;
– повышение уровня физической подготовленности школьников школы с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей программы;
– профилактика вредных привычек среди учащихся;
– воспитание волевых, смелых, обладающих высоким уровнем социальной активности молодых людей.
регламентируются Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г.
№28-02-484/6. Требования утверждены на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03.
Содержание образовательных программ должно соответствовать [55]:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско — краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно — научной и др.);
— современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
• интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
• укрепление психического и физического здоровья;
• взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Основными показателями выполнения программных требований являются: выполнение контрольных нормативов по технической и специальной физической подготовке, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, посещаемость занятий.
Отличительной особенностью предлагаемой программы является наличие социального заказа в области боевых искусств и возможность приобщения к лучшим традициям мирового культурно-духовного наследия[23, 25, 28, 52]. Создание данной программы базируется на современных научно — методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности[27, 36, 45, 56].
Программа является основным документом при проведении занятий по айкидо в учреждениях дополнительного образования и спортивных клубах, однако она не должна рассматриваться, как единственно возможный вариант планирования тренировочного процесса.
<=назад |=содержание=| вперед=>
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)