Результаты исследований координационных способностей детей экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента представлены в таблице 2 и наглядно отражены на рисунке 1.
Таблица 2 – Среднегрупповые показатели координационных способностей детей экспериментальной группы (n=10) до и после исследования
Этапы исследова-ния | Тесты | |||||
Три кувырка сек. | Прыжки в длину, к-во раз | Быстрота реакции, см | Равновесие, сек | Темп движений, баллы | Согласов.движенийсек | |
До исслед. | 5,66 | 6 | 27,6 | 13,8 | 145,1 | 9,45 |
После иссл. | 5,09 | 8,3 | 18,9 | 22,3 | 120,1 | 8,48 |
Разница | 0,57 | 2,3 | 8,7 | 8,5 | 25 | 0,87 |
Разница, % | 10 | 28 | 31 | 38 | 17 | 10 |
Рисунок 1 – Гистограмма прироста результатов в тестировании координационных способностей экспериментальной группы до и после исследования,%
Анализ показывает, что наблюдается рост результатов. Прирост результатов в тестировании координационных способностей экспериментальной группы составил в разных тестах от 10 % до 38 %. Это означает, что предложенная методика развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо эффективна.
Результаты исследований координационных способностей детей контрольной группы до и после педагогического эксперимента представлены в таблице 3 и на рисунке 2.
Таблица 3 – Среднегрупповые показатели координационных способностей детей контрольной группы (n=10) до и после исследования
Этапы исследова-ния | Тесты | |||||
Три кувыркасек | Прыжки в длину, к-во раз | Быстрота реакции, см | Равновесие, сек | Темп движений, баллы | Согласов.Движенийсек | |
До исслед. | 6,8 | 4,7 | 31,8 | 13 | 144,8 | 11,35 |
После иссл. | 6,37 | 5,9 | 29,2 | 15,4 | 136,8 | 10,26 |
Разница | 0,43 | 1,2 | 2,6 | 2,4 | 8 | 1,09 |
Разница, % | 6 | 25 | 8 | 16 | 5 | 9 |
Рисунок 2 – Гистограмма прироста результатов в тестировании координационных способностей контрольной группы до и после исследования, %
Анализ показывает, что в контрольной группе также наблюдается определенный рост результатов. Прирост результатов в тестировании координационных способностей контрольной группы составил в разных тестах от 5 % до 25 %. Это объясняется естественным возрастным развитием детей младшего школьного возраста и соответствующими изменениями морфофункциональных свойств организма.
На следующем этапе анализа мы определили эффективность прироста результатов тестирования координационных способностей контрольной и экспериментальной групп до и после исследования. Полученные данные показаны в таблице 4 и на рисунке 3.
Таблица 4 – Сравнительный анализ результатов прироста среднегрупповых показателей контрольной и экспериментальной групп, %
Тесты | ||||||
Три кувырка | Прыжки в длину | Быстрота реакции | Равновесие | Темп движений | Согласов.движений | |
ЭГ | 10 | 28 | 31 | 38 | 17 | 10 |
КГ | 6 | 25 | 8 | 16 | 5 | 9 |
Разница | 4 | 3 | 23 | 22 | 12 | 1 |
Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов прироста среднегрупповых показателей экспериментальной и контрольной групп, %
Результаты сравнительного, статистического анализа данных диагностического и контрольного тестирования выявили различия в приросте среднегрупповых показателей результатов тестирования детей контрольной и экспериментальной групп, определяющих уровень развития координационных способностей.
Эффективность применения разработанной методики экспериментального исследования развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо оценивалась по приросту результатов в тесте – три кувырка. Выявлены достоверные различия прироста результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, которые отражены на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 10 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель развития координационных способностей составил 6 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей равна 4 % в пользу ЭГ.
Такие итоги по этому тесту вполне объяснимы. В айкидо большое внимание уделяется страховочным действиям, т.е. перекатам в различных направлениях: вперед, назад, в стороны. Обучение страховке (укэми) – это обучение защите вашего тела от травм; вы должны постоянно быть гибкими и готовыми к страховке. Вы должны быть готовы к падению из любого положения, причем, в любой, самый неожиданный, момент [40].
На начальном этапе изучения базовой техники айкидо, ученики большую часть времени уделяют изучению различных видов страховки. Соответственно, представители ЭГ более подготовлены для выполнения теста три кувырка.
Анализ эффективности прироста результатов проверки детей ЭГ и КГ при определении способности к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений в тесте – прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины показан на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 28 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель способности к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений составил 25 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей равна 3 % в пользу ЭГ.
Анализ эффективности прироста результатов при определении у школьников быстроты реакции на падающий предмет с применением теста – ловля гимнастической палки отражен на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 31 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель быстроты реакции на падающий предмет составил 8 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей составила 23 % в пользу ЭГ.
Опять же, результат закономерный. При занятиях айкидо необходим постоянный контроль над действиями противника, окружающей обстановки, и, самое главное, над своими действиями. На занятиях айкидо от учеников требуется постоянная концентрация внимания в процессе выполнения каждого задания и упражнения. Все это заставляет учеников быть собранными и не отвлекаться на посторонние раздражители. Айкидо – это единоборство и боевое искусство, следовательно, упущенный момент начала выполнения технического действия, неминуемо ведет к поражению в поединке.
Анализ эффективности прироста результатов при определении сохранения статического равновесия с использованием теста – стойка на одной ноге показан на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 38 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель сохранения статического равновесия составил 16 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей составила 22 % в пользу ЭГ.
Анализ эффективности прироста результатов при проверке поддержания максимального темпа движений с применением теста – касания кружков отражен на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 17 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель поддержания максимального темпа движений составил 5 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей составила 12 % в пользу ЭГ.
Анализ эффективности прироста результатов при определении способности к согласованию движений с использованием теста – упор присев – упор лежапоказан на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 10 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель способности к согласованию движений составил 9 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей составила 1 % в пользу ЭГ.
Рассматривая полученные результаты по оценке координационных способностей школьников контрольной и экспериментальной групп, в процессе эксперимента, можно заметить существенный рост результатов тестирования детей в экспериментальной группе и менее выраженный рост результатов в контрольной группе. Это хорошо видно при сравнении среднегрупповых показателей координационных способностей в таблицах 2 и 3, а также на рисунках 1 и 2.
Изучение полученных данных показало, что представленные количественные параметры можно охарактеризовать следующим образом. Согласно данным таблицы 4 и рисунка 3, результаты экспериментальной группы выше, чем контрольной по всем проведенным тестовым испытаниям.
Результаты основного педагогического эксперимента позволили установить, что:
а) предлагаемая методика занятий айкидо для детей 8-10 лет обеспечивает достоверный прирост среднегрупповых показателей по отдельным двигательным тестам в экспериментальной группе по сравнению с контрольной;
б) программа занятий по общепринятой схеме в контрольной группе обеспечивает менее выраженный прирост показателей по результатам тестирования в развитии координационных способностей;
в) рациональное использование широкого набора средств и методов айкидо на занятиях по физкультуре способствует росту уровня развития координационных способностей.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет. Автор: Иванова Л. С.
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)