во-вторых, по приросту среднегрупповых показателей в тестировании по двум двигательным заданиям, определяющих уровень специальной физической подготовленности, анализ которых представлен в таблицах 9 и 10.
В результате статистического сравнительного анализа среднегрупповых показателей оценок уровня специальной физической подготовленности детей 9-11 лет контрольных и экспериментальных групп в начале и по окончанию эксперимента выяснилась существенная разница в приросте данных показателей. Разница в приросте показателей экспериментальных и контрольных групп статистически достоверна на всех уровнях физической подготовленности ( ≥ , при p = 0,05). Результаты, определяющие достоверность оценки разности средних значений результатов в тестовых испытаниях в экспериментальной и контрольной группах представлены в приложении 1, в таблице 18.
Результаты исследований координационных способностей детей экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента представлены в таблице 8 и наглядно отражены на рисунке 1.
Таблица 8 – Среднегрупповые показатели специальной физической подготовки мальчиков экспериментальной группы (n=11) до и после исследования.
Этапы исследова-ния | Тесты | |||
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. | Оценка исполнения техники, балл | Ириминаге время, сек | Оценка исполнения техники, балл | |
До исслед. | 64 | 4,45 | 88,36 | 4,18 |
После иссл. | 50,18 | 5 | 70,27 | 5 |
Разница | 13,82 | 0,55 | 18,09 | 0,82 |
Разница, % | 22% | 12% | 20% | 20% |
Рисунок 1 – Гистограмма результатов в тестировании специальной физической подготовленности экспериментальной группы до и после исследования
Анализ показывает, что наблюдается рост результатов. Прирост результатов в тестировании специальной физической подготовленности экспериментальной группы составил 20 % и 22 %. Это означает, что предложенная методика специальной физической подготовленности по айкидо для детей 9-11 лет эффективна.
Результаты исследований координационных способностей мальчиков контрольной группы до и после педагогического эксперимента представлены в таблице 9 и на рисунке 2.
Таблица 9 – Среднегрупповые показатели координационных способностей мальчиков контрольной группы (n=10) до и после исследования.
Этапы исследова-ния | Тесты | |||
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. | Оценка исполнения техники, балл | Ириминаге время, сек | Оценка исполнения техники, балл | |
До исслед. | 63,3 | 4,54 | 87,55 | 4,27 |
После иссл. | 56,92 | 5 | 78 | 5 |
Разница | 6,38 | 0,46 | 9,55 | 0,73 |
Разница, % | 10% | 10% | 11% | 17% |
Рисунок 2 – Гистограмма результатов в тестировании специальной физической подготовки контрольной группы до и после исследования
Анализ показывает, что в контрольной группе также наблюдается рост результатов. Прирост результатов в специальной физической подготовленности контрольной группы составил 10 % и 11 %. Это объясняется что базовая программа так же является эффективной для развития специальной физической подготовленности, а также естественным возрастным развитием мальчиков младшего школьного возраста и соответствующими изменениями морфофункциональных свойств организма.
На следующем этапе анализа мы определили эффективность прироста результатов тестирования специальной физической подготовки контрольной и экспериментальной групп до и после исследования. Полученные данные показаны в таблице 10 и на рисунке 3.
Таблица 10 – Сравнительный анализ результатов прироста среднегрупповых показателей контрольной и экспериментальной групп, %
Тесты | ||||
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. | Оценка исполнения техники, балл | Ириминаге время, сек | Оценка исполнения техники, балл | |
ЭГ | 22 | 12 | 20 | 20 |
КГ | 10 | 10 | 11 | 17 |
Разница | 12 | 2 | 9 | 3 |
Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов прироста среднегрупповых показателей экспериментальной и контрольной групп, %
Результаты сравнительного, статистического анализа данных диагностического и контрольного тестирования выявили различия в приросте среднегрупповых показателей результатов тестирования мальчиков контрольной и экспериментальной групп, определяющих уровень специальной физической подготовленности.
Эффективность применения разработанной методики экспериментального исследования специальной физической подготовки по айкидо мальчиков 9-11 лет оценивалась по приросту результатов в тесте – мае-укеми. Выявлены достоверные различия прироста результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, которые отражены на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 22 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель специальной физической подготовки составил 10 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей равна 12 % в пользу ЭГ.
Такие итоги по этому тесту вполне объяснимы. В айкидо большое внимание уделяется страховочным действиям, т.е. перекатам в различных направлениях: вперед, назад, в стороны. Обучение страховке (укэми) – это обучение защите вашего тела от травм; вы должны постоянно быть гибкими и готовыми к страховке. Вы должны быть готовы к падению из любого положения, причем, в любой, самый неожиданный, момент [40].
На начальном этапе изучения базовой техники айкидо, ученики большую часть времени уделяют изучению различных видов страховки. Добавление, помимо базовых, подготовительных упражнений, обучающих детей управлять своим телом во время выполнения укеми привело к увеличению скорости выполнения страховки, что и было продемонстрировано представителями ЭГ при выполнении теста мае-укеми.
Анализ эффективности прироста результатов проверки мальчиков ЭГ и КГ при определении специальной физической подготовки в тесте – ириминаге показан на рисунке 3.
В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 20 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель специальной физической подготовки составил 11 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей равна 9 % в пользу ЭГ.
Полученный результат можно объяснить тем, что в экспериментальную программу включены дополнительные подготовительные упражнения и включены дополнительные технические действия. Таким образом можно сказать, что разнообразие двигательных действий способствует общему развитию физических качеств детей. Поскольку разные технические действия в айкидо, по сути, основаны на одних и тех же естественных движениях тела, то многообразие технических действий может способствовать общему техническому росту учеников, что и было показано результатами исследования.
Рассматривая полученные результаты по оценке специальной физической подготовке школьников контрольной и экспериментальной групп, в процессе эксперимента, можно заметить существенный рост результатов тестирования детей в экспериментальной группе и менее выраженный рост результатов в контрольной группе. Это хорошо видно при сравнении среднегрупповых показателей специальной физической подготовленности в таблицах 9 и 10, а также на рисунках 1 и 2.
Изучение полученных данных показало, что представленные количественные параметры можно охарактеризовать следующим образом. Согласно данным таблицы 11 и рисунка 3, результаты экспериментальной группы выше, чем контрольной по всем проведенным тестовым испытаниям.
Результаты основного педагогического эксперимента позволили установить, что:
а) предлагаемая методика занятий айкидо для мальчиков 9-11 лет обеспечивает достоверный прирост среднегрупповых показателей по отдельным двигательным тестам в экспериментальной группе по сравнению с контрольной;
б) программа занятий по общепринятой схеме в контрольной группе также обеспечивает прирост показателей по результатам тестирования в развитии специальной физической подготовленности.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет. Автор: Иванова Л. С.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)