Программа дополнительного образования по айкидо разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:
– Конституция РФ;
– Закон « О физической культуре и спорте в РФ»;
– Закон РФ «Об образовании»;
– Закон РФ «Об общественных организациях»;
– Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»;
– Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13);
– Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
– Санитарные правила и нормы 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);
– Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»;
– Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002г.№390;
– Типовое положение о детской юношеской спортивной школе (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а.
В основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных айкидоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики[55].
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса по айкидо, возможных результатах освоения программы и методах их оценки.
В данной программе учтены особенности организации учебно-тренировочного процесса, предлагаемые специалистами всемирного центра айкидо, что создает предпосылки для широкого международного использования материалов программы.
Цель программы:
– Содействие гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач:
– привлечение максимально возможного числа учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
– утверждение здорового образа жизни;
– повышение уровня физической подготовки школьников школы с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей программы;
– профилактика вредных привычек среди учащихся;
– воспитание волевых, смелых, обладающих высоким уровнем социальной активности молодых людей.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей регламентируются Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г.
№28-02-484/6. Требования утверждены на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03.
Содержание образовательных программ должно соответствовать :
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско — краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно — научной и др.);
— современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Основными показателями выполнения программных требований являются: выполнение контрольных нормативов по технической и специальной физической подготовке, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, посещаемость занятий.
Отличительной особенностью предлагаемой программы является наличие социального заказа в области боевых искусств и возможность приобщения к лучшим традициям мирового культурно-духовного наследия. Создание данной программы базируется на современных научно — методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности.
Программа является основным документом при проведении занятий по айкидо в учреждениях дополнительного образования и спортивных клубах, однако она не должна рассматриваться, как единственно возможный вариант планирования тренировочного процесса.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет. Автор: Иванова Л. С.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)