- Анализ результатов тестирования фиксируемых показателей школьников контрольной и экспериментальной групп в конце исследования позволяет отметить значительные позитивные изменения оцениваемых характеристик у детей экспериментальной группы. Так, если прирост результатов в тестировании специальной физической подготовки экспериментальной группы составил 20 % и 22 % (р < 0,05), то в контрольной группе аналогичные показатели увеличиваются только соответственно 10 % и 11 % (р < 0,05).
- В результате статистического сравнительного анализа среднегрупповых показателей оценок уровня специальной физической подготовки школьников контрольных и экспериментальных групп в начале и по окончанию эксперимента выяснилась существенная разница в приросте данных показателей. Разница в приросте показателей экспериментальных и контрольных групп статистически достоверна на всех уровнях физической подготовке( ≥ , при p = 0,05).
- В процессе исследования, согласно теоретическим положениям, была разработана методика занятий айкидо для мальчиков 9-11 лет.
В результате проведенной работы сделаны следующие выводы:
а) Физическая культура – великолепная база для решения задачи по развитию в детях силы, ловкости, координации, удовлетворению потребности в движении, в тактильном и психологическом общении со взрослыми и сверстниками для повышения социальной адаптации, укрепления эмоционально-волевой сферы и общего физического здоровья. Принятие на вооружение лучших мировых образцов систем духовно-физического воспитания, таких как восточные боевые искусства, обогащают опыт работников физического воспитания и дают высокий результат в деле воспитания подрастающего поколения.
б) Программы дополнительного образования для детей школьного возраста, разрабатываемые педагогами и инструкторами, обязаны базироваться на государственных требованиях и стандартах, быть социально востребованными, ясными по целям, достаточно простыми, обоснованными с точки зрения государственной политики, наполнены подготовленным кадровым потенциалом.
в) Проведенный анализ литературы показал, что занятия айкидо выступают как эффективное средство развития физических качеств, физической подготовленности. Занятия айкидо положительно влияют на:
– дыхательную систему, а следовательно и на сердечную. При обучении детей строго согласовываются их дыхание с движениями тела посредством счета (дети принимают активное участие, громко считая вместе с преподавателем количество повторений либо фазы упражнений и проговаривания названий упражнений (на японском языке) при выполнении упражнений);
– осанку. Выполнение упражнений как на правую сторону, так и на левую, позволяет скорректировать различия в развитии правой и левой стороны туловища, максимально снижая дифференциацию в развитии. На занятиях айкидо дети выступают как в качестве выполняющего, так и в качестве ассистента, это приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает искривление позвоночника и способствуют формированию полноценной осанки у детей;
– волевые качества. Для формирования и воспитания волевых качеств в конце каждого года дети проходят аттестацию, по результатам которой ребенку присваивается определенная квалификация – кю, соответствующая определенному цвету пояса. Желание успешно пройти аттестацию воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
– нравственные черты личности. Выполнение определенного ритуала перед занятием и после занятия, акцентирование на уважительное отношение к партнеру во время занятия позволяет дисциплинировать, организовать детей и постепенно сглаживают отрицательные черты характера, воспитывая в детях организованность, дисциплинированность, уважительное отношение не только к тренеру-преподавателю, к старшим, но и к ровесникам, бережное отношение к своим вещам и спортинвентарю; дети становятся более общительными, контактными.
Таким образом, используемые на занятиях по айкидо средства и методы способствуют развитию физических качеств детей. Основываясь на имеющемся опыте проведения занятий айкидо в школе №5 «Обыкновенное чудо» города Йошкар-Олы, мы делаем вывод, что данная методика, может отлично дополнять уроки физической культуры. А использование экспериментальной методики позволит значительно повысить уровень специальной подготовленности детей, что немаловажно в процессе многолетней подготовки спортсменов.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
Однако, выполненное исследование не исчерпывает полностью все аспекты рассматриваемой нами проблемы. Процесс физического воспитания сложен и многогранен.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет. Автор: Иванова Л. С.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)