Физическая подготовка. Методическое пособие по Айкидо для детей

А.В. Чуфистов.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АЙКИДО.

Физкультурно-оздоровительные группы 4 – 6 лет.

Группы ранней спортивной специализации 7 – 9 лет.

 

Об авторе(подробнее).

Чуфистов Александр Викторович, дата рождения 12 августа 1963 года, 4 Дан айкидо айкикай, стаж занятий с мая 1989 года, преподаватель высшей квалификационной категории, Заслуженный наставник Российского Союза Боевых Искусств. Член авторского коллектива по составлению и разработке программ дополнительного образования по айкидо для дошкольного и школьного образования. Соавтор разработки Правил проведения квалификационного тура по айкидо. Обладатель Премии Национального Совета Айкидо России «Торнадо» за 2010 год. Участник тренерского коллектива сборной команды России по айкидо на Первых Всемирных Играх Боевых Искусств 2010 года. Главный судья квалификационного тура по айкидо на Всероссийских юношеских Играх Боевых Искусств 2008, 2009 и 2010 гг.

ВВЕДЕНИЕ.

Предлагаемое методическое пособие является дальнейшей разработкой программ дополнительного образования по айкидо для дошкольного и школьного образования.

Пособие предназначено для инструкторов, руководителей учебных заведений, родителей учеников и всех интересующихся айкидо.

Автор выражает благодарность своему сенсею — Качану Александру Борисовичу, инициатору проекта «Айкидо в школе» — Мамаеву Сергею Михайловичу, непосредственно Дошу Айкидо — господину Моритэру Уэсиба, инструкторам Всемирного Центра Айкидо за возможность изучать айкидо, за совместные тренировки и полученную информацию.

Предлагаемое методическое пособие не является учебником по айкидо, оно содержит описание программного материала, основанного на экзаменационной Программе Всемирного Центра Айкидо и отвечает на вопрос, что необходимо изучать. Вопрос каким образом преподносить материал на занятиях и как обучать, автором не затрагивается, оставляя возможность решать это инструкторам самостоятельно.

Предлагаемое методическое пособие не содержит материал по духовно-философским аспектам айкидо. На ранней стадии обучения автором рекомендуется   изучать основы базовой техники, перемещения и перекаты. Исходя из анализа специальной литературы по айкидо, истории жизни Основателя Айкидо Осенсея Морихея Уэсибы, часть специальных упражнений предлагаемых в разминке, голосовое сопровождение упражнений, являются упражнениями, заимствованными из практик духовного воспитания и их выполнения с соблюдением простейших правил достаточно для соприкосновения с данной составляющей айкидо.

ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

( рекомендовано для возраста 4 — 6 лет.)

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.

Задачи:

Укрепление здоровья занимающихся.

Привитие интереса к занятиям.

Повышение физической подготовленности.

Формирование зрительного образа двигательного действия.

Таблица 1.

Учебно-тематический план.

Содержание Всего часов
Теоретическая подготовка 4
Общая физическая подготовка 9
Специальная физическая подготовка 25
Техническая подготовка 36
Участие в спортивных мероприятиях
Контрольное тестирование и аттестация 4
Годовая нагрузка 78

 

Таблица 2.

План-схема распределения учебных часов по месяцам.

 

Содержание Всего часов Количество часов в месяце
IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Теоретическая подготовка. 4 1 1 1 1
Общая физическая подготовка 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Специальная физическаяподготовка 25 3 3 3 2 3 3 3 3 2
Техническая подготовка 36 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Участие в спортивныхмероприятиях
Контрольное тестированиеи аттестация 4 2 2
Годовая нагрузка 78 9 8 9 9 9 8 8 9 9

 

Теоретическая подготовка.

Таблица 3.

Примерный тематический план теоретической подготовки.

Тема Количество часов
Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.Краткие исторические сведения о возникновении и развитии айкидо.Краткая характеристика техник айкидо. 211
Итого 4

 

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.

 

Порядок и содержание работы физкультурно-оздоровительной группы. Поведение на улице во время движения к месту, а также учебно-тренировочном занятии и содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах айкидо. Кодекс поведения «РЭЙСИКИ» в айкидо. Правила обращения со спортивным инвентарем. Спортивная форма и правила ее ношения.

 

Краткие исторические сведения о возникновении и развитии айкидо.

 

Эволюция развития айкидо. Спортивные и традиционные направления айкидо. История развития айкидо в СССР и России. Международные и национальные организации айкидо. Всемирный Центр Айкидо.

 

Краткая характеристика техник айкидо.

 

Значение базовой техники для достижения высокого уровня технического мастерства. Базовая техника. Правила взаимодействия партнеров во время

занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая подготовка.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Общая физическая подготовка на данном этапе решает следующие задачи: укрепление здоровья, общее физическое развитие занимающихся, укрепление связочного аппарата, укрепление мышц, несущих основную нагрузку.

Средства и упражнения общей физической подготовки составляют неотъемлемую часть каждого занятия.

Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического состояния занимающихся непосредственно на конкретном занятии.

Упражнения на общую физическую подготовку выполняются в конце занятия. Время выполнения упражнений не более 5 – 8 минут. Рекомендуется игровая форма выполнения упражнений. Не допускать повышение Частоты Сердечных Сокращений (ЧСС) более 100 – 110 ударов в минуту.

Средства и методы тренировки.

 

Обще развивающие упражнения, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты и выносливости. Эстафеты и другие упражнения, направленные на развитие координационных способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

 

Содержание.

Рекомендуемые упражнения для общей физической подготовки:

— выпрыгивания на двух ногах из глубокого приседа;

— различные виды упражнений на развитие брюшного пресса;

— различные упражнения на развитие мышц спины;

— различные виды отжиманий;

— упражнения на развитие мышц задней поверхности бедра.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

 

Подбор упражнения выполнен таким образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению техническими действиями. Упражнения, направленные на развитие выносливости, силы, координации движений также улучшают умение выполнять технические действия.

 

 

Содержание.

 

Выполнение «маэ-укэми», согласно правилам тестирования («Правила проведения тестирования в Айкидо для физкультурно-оздоровительных групп»).

Упражнения для развития гибкости.

Данный раздел является наиболее важным, поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов.

Наклоны с выпрямленными ногами, полушпагат и шпагат.

Махи ногами (вперед, назад, в сторону).

Упражнения на развитие ловкости.

Обще развивающие упражнения на согласованность движений, развитие ловкости подвижными играми.

Акробатические упражнения:

Кувырки вперед, назад, переворот боком.

Упражнения на равновесие.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

 

Техническая подготовка направлена на изучение базовых элементов техники, а также на постепенное развитие физических и морально-волевых качеств.

На начальном этапе отрабатывается правильность форм и координация движений. Ученик осваивает основные стойки и перемещения, базовые действия руками и ногами, работу корпуса. Вместе с этим надо развивать умение выполнять движения без излишнего напряжения. Свобода движений, расслабление неработающих мышц, экономит энергию, способствует быстроте движений и лучшему отдыху во время работы, помогает более совершенному выполнению техники движений.

Под понятием работа корпуса подразумевается система требований к различным частям тела в ходе выполнения упражнений.

Основа работы корпуса – правильная стойка и умение координировать действия руками и ногами. Для сохранения правильной стойки необходимо следить за соответствием расположения коленных суставов и направлением положения стоп ног.

За этот период ученик осваивает правила поведения на занятии и привыкает к регулярным занятиям. Закладывается основа для технической подготовки, развивается терпение, настойчивость и внимательность.

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Техническая подготовка.

Технические действия Атака Позиция
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Маэ-укэми ПСНК
Усиро-хантэн-укэми ПСНК
Осаэ – вадза
Иккё Авасэттэ СВ ТВ
Косадори СВ ТВ
Нагэ – вадза
Ириминагэ Авасэттэ ТВ
Кокю-хо Рётэдори СВ

 

Содержание.

Основы базовой техники («кихон-доса»).

Основные позиции.

«Хидари ханми» – левосторонняя стойка.

«Миги ханми» – правосторонняя стойка.

«Сизэнтай» – средняя позиция.

«Сэйдза» – пассивная позиция «сидя на коленях».

«Кидза» – активная позиция «сидя на коленях».

«Тачи-вадза» (ТВ) – позиция, при которой оба партнера стоят.

«Сувари-вадза» (СВ) – позиция, при которой оба партнера сидят в положении «сэйдза» или «кидза».

«ПСНК» – активная позиция «сидя на одном колене», правосторонняя или левосторонняя.

Основные передвижения.

«Тэнкан» – разворот на 180 градусов с шагом назад (без смены стойки).

«Ирими-тэнкан» – шаг с разворотом на 180 градусов со сменой стойки.

«Сикко» – перемещение на коленях.

«Кокю хо» – перемещение вперед назад с сохранением стойки с одновременным подъемом опусканием рук.

«Маэ-укэми» – особая форма выполнения переката вперед.

«Усиро хантэн-укэми» – особая форма выполнения переката назад.

Техники контроля («осаэ-вадза»).

«Иккё» – техника выведения партнера из равновесия с последующим контролем особым способом воздействия на локоть и запястье руки партнера.

Техники бросковые («нагэ-вадза»).

«Кокю хо» – бросок партнера с использованием силы дыхания.

Атакующие действия.

«Косадори» – одноименный захват.

«Иккё-авасэтэ» – позиция, при которой руки партнеров скрещены на уровне высоты плеч и соприкасаются в области запястий.

«Рётэдори» – захват двумя руками за две руки партнера.

Освоение ритмичного дыхания в сочетании с выполнением технических действий.

 

 

Физическая подготовка. Методическое пособие по Айкидо для детей

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В АЙКИДО

(перемещения, приёмы и атакующие действия).

«Кихон-доса» или «унсоку-вадза» (техника перемещений):

«тэнкан», «ирими-тэнкан».

«Тайсабаки» (техники передвижения):

«аюми-аси», «цуги-аси», «сикко»,

содержит весь перечень перемещений принятых в айкидо в различных положениях (стоя – «тачи-вадза», сидя – «сувари-вадза»).

«Укэми-вадза» (техника самостраховки):

«зэнпо-кайтэн-укэми» («маэ-укэми»), «усиро-хантэн-укэми»,

включают в себя весь спектр действий ассистента, направленных на умение безопасного взаимодействия партнеров при выполнении различных приёмов айкидо.

«Осаэ-вадза» ( техники контроля):

«иккё»,

включают в себя приёмы айкидо, в заключительной фазе которых применяются различные формы обездвижения (контроля) с помощью воздействия на суставы рук и корпус партнера.

«Нагэ-вадза» (бросковые техники):

   «кокюхо»,

включают в себя приёмы айкидо, в заключительной фазе которых происходит бросок партнера.

«Атеми-вадза» (атакующие действия):

«сёмэнучи» (в рамках данной программы предусмотрена замена на «авсетте» ,

различные виды захватов,

«косадори» (одноимённый захват), «рётедори» (захват двумя руками за запястья рук партнёра),

включают в себя приёмы атаки принятые в айкидо, а также отвлекающие технические действия – атэми-вадза.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 

Специальная физическая подготовка.

 

Самостраховка: «маэ-укэми» и «усиро-хантэн-укэми».

Техника перемещений: «тэнкан», «ирими-тэнкан», «сикко».

 

Оценка специальной физической подготовки.

 

Оценка специальной физической подготовки проводится согласно требований «Правил квалификационных тестов».

Оценивается: координация и амплитуда движений в соответствии с Требованиям и критериям оценки «Правил квалификационных тестов».

«Отлично» – без ошибок.

«Хорошо» – незначительные ошибки.

«Удовлетворительно» – значительные ошибки.

 

Оценка технической подготовки.

Оценивается: соответствие стилю, стабильность, настрой при выполнении движений в соответствии с Требованиями и критериями «Правил квалификационных тестов».

«Отлично» – без ошибок.

«Хорошо» – незначительные ошибки.

«Удовлетворительно» – значительные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ.

Основная педагогическая задача: Изучение техники, развитие гибкости и координационных способностей, общей физической подготовки.

Частизанятия Содержание Дозировка, мин. Методические указания
Вводная. Построение, постановка задачи на занятие. 2 Проверить гигиеническое состояние занимающихся.
Подготови-тельная. Ритуал.Комплекс разминочных упражнений.Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми). 21010 Обратить внимание на прямое положение спины и коленей.Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием.Подготовительные упражнения выполняются медленно.Занимающиеся громко проговаривают название упражнения.
Основная. Отработка базовых элементов в паре с партнером. 10 Базовые элементы отрабатываются под счет.Следить за принципом соответствия положения рук и ног.
Заключи-тельная. Силовые упражнения без отягощений.Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия. 56 Темп выполнения упражнений спокойный.
Итого. 45

 

 

Прогнозируемый результат.

Основными показателями освоения программы являются овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, которые определяются системой контрольных нормативов и участием в спортивных мероприятиях.

Объем практических навыков определяется количеством изученных технических действий, которые способен выполнить ученик.

При оценке технической подготовки наряду с количественными показателями необходимо учитывать и степень владения техникой.

Степень владения техникой определяется следующими характеристиками:

1) стабильностью технических действий в стандартных условиях,

2) устойчивостью результата в меняющихся условиях,

3) сохранением двигательного умения при перерывах в тренировке,

4) «автоматизм» выполнения движения.

Комплекс контрольных нормативов для каждого года обучения, определяется содержанием технической подготовки.

При анализе результатов педагогического контроля они сопоставляются с показателями участия в тренировочных семинарах и официальных спортивных мероприятиях.

Участие в аттестациях и спортивных мероприятиях позволяет наиболее комплексно определять уровень квалификации и состояние подготовленности учеников.

 

Отслеживание результатов.

Основным документами учета учебного процесса и его результатов являются журнал учета посещаемости и обучения группы плюс отчетные протокола результатов тестирования.

Для оценки результатов усвоения программы в конце каждого полугодия проводятся зачетные занятия, результаты которых фиксируются в зачетной ведомости.

Основное требование при сдаче экзамена — правильное и точное выполнение изученных элементов.

В качестве контрольного норматива по специальной физической подготовке, используется тестирование по программе присвоения разрядных норм (ЕВСК), оценивается: координация, скорость, амплитуда, целесообразность и эффективность движений («Требования к базовой технике» см. «Правила проведения квалификационных тестов» и «Аттестационные требования по айкидо»).

В качестве контрольных нормативов по технической подготовке рекомендуется использовать базовые техники айкидо (входящие в аттестационную программу Всемирного Центра Айкидо), оценивается: соответствие стилю, эмоциональный настрой, координация, ритм («Требования к базовой технике» см. «Аттестационные требования по айкидо»).

При демонстрации применения техники («Осае-вадза», «Наге-вадза»), оценивается: форма выполнения и четкость движений.

 

Таблица 6.

УСЛОВИЯ ДОПУСКА К АТТЕСТАЦИИ

КЮ/ДАН

УСЛОВИЯ ДОПУСКА   К АТТЕСТАЦИИ

(цвет пояса)

МИНИМАЛЬНЫЙ

ВОЗРАСТ

10 КЮ Стаж занятий Айкидо не менее 6 месяцев.(жёлтый) 6 лет
9 КЮ Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 10 Кю.(жёлтый) 7 лет
8 КЮ Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 9 Кю.(оранжевый) 8 лет
7 КЮ Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 8 Кю.(оранжевый) 9 лет
6 КЮ Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 7 Кю.(зелёный) 10 лет
5 КЮ
Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 6 Кю.(зелёный) 11 лет

 

 


 

Таблица 7.

АТТЕСТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

10 КЮ (минимальный возраст 6 лет).

Техника Атака Позиция
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Усиро-хантэн-укэми ПСНК
Осаэ — вадза
Иккё Авасэттэ СВ ТВ
Кокю-хо Рётэдори СВ

ПСНК – активная позиция стоя на одном колене.

ТВ – тачи-вадза (положение стоя).

СВ – сувари-вадза (положение сидя).

       ХХВ – ханми/хандати-вадза (позиция, при которой один из партнёров в сэйдза (сидя), а другой в тачи вадза (стоя)).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Требования к выполнению технических действий и критерии их оценки.

10 – 5 Кю

Требования Критерии
Знание терминологии. КАМАЭ:Позиция (Осанка), способствующая нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и сохранению равновесия в процессе выполнения технического действия.КИХОН/ТАЙСАБАКИ (НАПРАВЛЕНИЕ):Наилучший вектор движения, при котором техническое   действие имеет максимальный эффект.ДЗАНСИН:Корректное отношение к партнёру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Дата № урока Тема
1 У/укеми, кокю-хо, тэнкан
2 У/укеми, кокю-хо, тэнкан
3 У/укеми, кокю-хо, тэнкан,сикко
4 У/укеми, кокю-хо, тэнкан,сикко
5 У/укеми, аси-сабаки, сикко
6 У/укеми, аси-сабаки, сикко
7 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
8 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
9 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
10 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
11 У/укеми, аси-сабаки, сикко
12 У/укеми, аси-сабаки, сикко
13 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
14 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
15 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
16 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
17 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
18 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
19 Контрольное занятие
20 Контрольное занятие
21 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
22 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
23 У/укеми, аси-сабаки, сикко
24 У/укеми, аси-сабаки, сикко
25 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
26 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
27 У/укеми, п/упр., сикко
28 У/укеми, п/упр., сикко
29 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
30 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
31 У/укеми, аси-сабаки, сикко
32 У/укеми, аси-сабаки, сикко
33 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
34 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
35 У/укеми, п/упр., сикко
36 У/укеми, п/упр., сикко
37 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
38 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
39 Контрольное занятие
40 Контрольное занятие
41 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
42 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
43 У/укеми, аси-сабаки, сикко
44 У/укеми, аси-сабаки, сикко
45 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
46 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
47 У/укеми, п/упр., сикко
48 У/укеми, п/упр., сикко
49 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
50 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
51 У/укеми, аси-сабаки, сикко
52 У/укеми, аси-сабаки, сикко
53 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
54 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
55 У/укеми, п/упр., сикко
56 У/укеми, п/упр., сикко
57 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
58 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
59 Контрольное занятие
60 Контрольное занятие
61 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
62 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
63 У/укеми, п/упр., сикко
64 У/укеми, п/упр., сикко
65 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
66 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
67 У/укеми, п/упр., сикко
68 У/укеми, п/упр., сикко
69 У/укеми, аси-сабаки, сикко
70 У/укеми, аси-сабаки, сикко
71 У/укеми, п/упр., сикко
72 У/укеми, п/упр., сикко
73 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
74 М/укеми, кокю-хо, тэнкан
75 У/укеми, п/упр., сикко
76 У/укеми, п/упр., сикко
77 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
78 У/укеми, кокю-хо, тэнкан, ирими-тэнкан
79 Контрольное занятие
80 Контрольное занятие

 

 

 

 

 

Таблица 10.

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ.

( техническая подготовка )

ФИО ученика ____________                        Дата рождения ______________ Инструктор____________________________

Экзаменатор _____________                           Дата экзамена _____________

Экзаменационный балл_______(_______________________)

10 КЮ (минимальный возраст 6 лет)

 

Техника Атака Позиция 20 повторений(время) Соответсвие стилю Стабильность Настрой Суммабаллов
Тэнкан     ТВ
Ирими-тэнкан     ТВ
Сикко   СВ  
Усиро-хантэн-укэми   ПСНК  
Мае-укеми   ПСНК  
Иккё                 Авасэттэ                           ТВ
Иккё                 Авасэттэ                         СВ
Кокю-хо             Рётэдори СВ
Сумма баллов    

 

Оценка производится по 10 бальной системе с учетом десятых.

Оцениваются пункты: соответствие стиля, стабильность, настрой.

Зачет времени 20 повторений производится по позиции «мае-укеми».

(минимальный балл для получения положительного решения по экзамену – 6).

Формула расчета экзаменационного балла: ЭБ = Сумма баллов / 24.

 

 

 

 

 

 

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ.

( рекомендовано для возраста 7 — 9 лет.)

Задачи:

Укрепление здоровья.

Повышение функциональной подготовленности.

Воспитание специальных физических качеств.

Закрепление технических навыков.

Повышение специальной подготовленности.

Освоение повышенных тренировочных нагрузок.

Приобретение опыта участия в спортивных мероприятиях.

 

Таблица 11.

Учебно-тематический план.

Содержание Всего часов
Теоретическая подготовка 4
Общая физическая подготовка 10
Специальная физическая подготовка 10
Техническая подготовка 36
Участие в спортивных мероприятиях 20
Контрольное тестирование и аттестация 4
Годовая нагрузка 80

Таблица 12.

План-схема распределения учебных часов по месяцам .

Содержание Всего часов Количество часов в месяце
IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Теоретическая подготовка. 4 1 1 1 1
Общая физическая подготовка 10 1 1 1 2 1 1 1 1 1
Специальная физическаяподготовка 10 1 2 1 1 1 1 1 1 1
Техническая подготовка 36 4 4 4 4 4 4 4 4 4
Участие в спортивныхмероприятиях 20 5 5 3 3 4
Контрольное тестированиеи аттестация 4 2 2
Годовая нагрузка 80 12 7 12 9 10 6 9 9 10

Теоретическая подготовка.

Таблица 13.

Примерный тематический план теоретической подготовки.

Тема Количество часов
Методика тренировки.Анализ спортивной деятельности.Основы комплексного контроля в системе подготовки.Восстановительные средства и мероприятия. 1111
Итого 4

 

Методика тренировки.

Анализ индивидуальных особенностей физической подготов­ленности (определение сильных и слабых сторон). Методические особенности развития и поддержания уровня общей и специаль­ной выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей на различных этапах годичного цикла подготовки квалифицированных спортсменов. Средства и методы совершенствования технического мастерства и двига­тельных способностей в подготовительный и основной период. Особенности управ­ления тренировочным процессом согласно возрастным требованиям.

Анализ спортивной деятельности.

Особенности спортивной деятельности. Индивидуальная оценка реализации технико-тактического мастерства и уровня физической подготовленности спортсменов на протяжении сезона. Основные аспек­ты спортивной подготовки.

Основы комплексного контроля в системе подготовки.

Задачи и организация контроля за соревновательной и трени­ровочной деятельностью. Контроль за показателями физическо­го состояния спортсменов в стандартных условиях. Показатели и методика оперативного, текущего и этапного контроля физичес­кой подготовленности и функционального состояния.

Восстановительные средства и мероприятия.

Педагогические средства восстановления: рациональное по­строение тренировочных занятий, рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности, организа­ция активного отдыха.

Психологические средства восстановления: аутогенная тре­нировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гим­настика.

Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; мас­саж; витамины.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление здоровья, общее физическое развитие занимающихся, укрепление костно-связочного аппарата, развития мышечной системы и укрепление мышц, несущих основную нагрузку, развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, общей и специальной выносливости, координацию движений, улучшения функционирования сердечно-сосудистой системы.

Средства и упражнения общей физической подготовки должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все периоды тренировки.

Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического развития занимающихся, задач тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста занимающихся и наличия материальной базы.

 

Средства и методы тренировки.

Обще развивающие упражнения в движении.

Одновременные и попеременные, синхронные и асинхронные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах.

Упражнения для развития мышц туловища.

Наклоны вперед, в стороны, назад. Круговые движения туловища. Одновременное и попеременное поднимание ног вверх из положения «лежа на животе».

Из положения «лежа на спине»: поочередное и одновременное поднимание и опускание ног, круговые движения ногами, поднятыми до угла 45°, попеременное поднимание ног и туловища, поднимание туловища в положении сидя с фиксированными ногами и с различными положениями рук вдоль туловища, на поясе, за головой.

Указанные упражнения выполняются сериями в различном темпе и с различной амплитудой, на количество раз и до утомления.

Упражнения для развития мышц ног.

Выпады с пружинящими движениями и поворотами. Выпрыгивание из глубокого приседа. Прыжки вперед, в стороны, из положения присев. Бег с высоким подниманием бедра. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.

Легкоатлетические упражнения.

Бег с ускорениями. Челночный бег. Бег на выносливость с малой интенсивностью.

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

Физическая подготовка направлена, прежде всего, на обеспечение максимальной специальной тренированности и поддержание ее на этом уровне в текущем цикле.

Подбирать упражнения надо таким образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению техническими действиями. Упражнения, направленные наразвитие силы, скорости, координации движений должны, по своей структуре соответствовать основным техническим действиям.

В занятиях преобладают специальные физические упражнения, избираемые в зависимости от цели занятия.

Содержание.

Упражнения на развитие силовых способностей.

Упражнения для укрепления различных групп мышц без отягощений (подтягивания, отжимания и т.п.).

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей.

Упражнения для развития гибкости.

Данный раздел является наиболее важным, поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов.

Упражнения на развитие ловкости.

Обще развивающие упражнения на согласованность движений рук с ногами, развитие ловкости подвижными играми.

Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, кувырок вперед через препятствие, переворот боком.

Упражнения на удержание равновесия.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

Целью технической подготовки является достижение стабильного и вариативного навыка. Это предполагает, с одной стороны, закрепление освоенных ранее умений и навыков, а с другой – увеличение их вариативности, возможности применения в различных условиях благодаря совершенствованию вариантов технических действий. Техническая подготовка, как правило, проводится в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки.

По мере совершенствования техники, ее совершенствование проводится в различных условиях (зрители, эксперты и т.п.). Особое внимание уделяется со­вершенствованию техники под влиянием утомления.

Основу данного этапа составляет развитие волевых качеств личности: целеустремленности, решительности, силы воли, способности преодолевать трудности. Развитие волевых качеств у занимающихся происходит непосредственно в процессе тренировки и участия в соревнованиях. Для этого необходимо, чтобы занятия по физической и технической подготовке обязательно включали элемент трудности в соответствии с уровнем подготовленности спортсмена. Упражнения, переставшие быть трудными, утрачивают значение для развития волевых качеств.

На этом этапе ведущая роль принадлежит методам сопряженной тренировки, которая характеризуется целостным выполнением действий в условиях дополнительных нагрузок, не искажающих технику движений. В тренировку необходимо включать отдельные упражнения, требующие специальных волевых усилий. Эти упражнения должны чередоваться с более легкими. Можно выделить следующие виды упражнений.

Упражнения на достижение предельного результата (предельной скорости, высоты, силового усилия). Эти упражнения вырабатывают способность к кратковременным максимальным напряжениям. Воспитывают смелость и решительность.

Упражнения на преодоление утомления. Подобные упражнения развивают выносливость и воспитывают вместе с тем настойчивость, самообладание, необходимые для преодоления трудностей нарастающего утомления.

Упражнения на преодоление необычных трудностей. Подобные упражнения требуют преодоления нерешительности, содействуют смелости и самообладания.

Одно из главных условий развития положительных волевых качеств учащихся — укрепление уверенности в своих силах. Без уверенности в своих возможностях преодолеть трудности спортсмен не может проявить необходимые напряжения воли при встрече с препятствиями. Твердая уверенность спортсмена в своих силах основывается на проверке своих возможностей во время тренировки и спортивных мероприятий. Для правильной оценки спортсменом своих сил необходимо, под руководством тренера, проводить разбор и анализ своих достижений и недостатков, при выполнении упражнений и участии в спортивных мероприятиях.

Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы они были доступными для занимающихся, но требовали от них все больших и больших усилий. Когда выполнение упражнения не представляет никаких трудностей, оно перестает быть средством дальнейшего развития.

В основе воспитания положительных волевых качеств лежит обязательная практическая деятельность, связанная с проявлениями смелости и преодолением трудностей в спортивной борьбе, твердая уверенность в своих силах, основанная на практической проверке своих возможностей во время тренировок и соревнований.

Содержание.

«Кихон-доса» или «унсоку-вадза» (техники перемещения) в различных положениях (стоя – «тачи-вадза», сидя – «сувари-вадза»).

К ним относятся: «тэнкан», «тэнсин», «ирими-тэнкан». «Тайсабаки» (техники передвижения): «аюми-аси», «цуги-аси», «окури-аси», «хираки-аси», «сикко».

«Укэми-вадза» (самостраховка) при выполнении различных приёмов айкидо. К этим действиям относятся: «маэ-укэми» (вперёд), «усиро-укэми» (назад), «ёко-укэми» (в сторону).

«Осаэ-вадза» (техники контроля) с воздействием на суставы рук: «иккё», «никкё».

«Нагэ-вадза» (бросковые техники): «сихо-нагэ», «ирими-нагэ», «котэ гаэси», «кокю хо», «сумиотоси».

«Атеми-вадза» (атакующие действия): «сёмэнучи», фронтальные захваты за одну руку и за две руки партнёра.

Отработка автоматизма и естественности технических действий.

Освоение правильного дыхания в сочетании с выполнением упражнений.

Совершенствование целостной структуры движений.

 

Таблица 14.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Основная педагогическая задача: Изучение техники, развитие гибкости, силовой выносливости, координационных способностей и волевых качеств.

Частизанятия Содержание Дозировка, мин Методические указания
Вводная. Построение, постановка задачи на занятие. 3 Проверить гигиеническое состояние занимающихся.
Подготови-тельная. Ритуал.Комплекс разминочных упражнений.Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми). 2812 Обратить внимание на прямое положение спины и коленей.Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием.Подготовительные упражнения выполняются медленно.
Основная. Наработка технических действий в паре с партнером. 15 Следить за принципом соответствия положения рук и ног.
Заключи-тельная. Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия. 5 Темп выполнения упражнений спокойный.
Итого. 45

 

Прогнозируемый результат.

Основными показателями освоения программы являются овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, которые определяются системой контрольных нормативов и участием в спортивных мероприятиях.

Объем практических навыков определяется количеством изученных технических действий, которые способен выполнить спортсмен.

При оценке технической подготовки наряду с количественными показателями необходимо учитывать и степень владения техникой.

Степень владения техникой определяется следующими характеристиками:

1) стабильностью технических действий в стандартных условиях,

2) устойчивостью результата в меняющихся условиях,

3) сохранением двигательного умения при перерывах в тренировке,

4) «автоматизм» выполнения движения.

Комплекс контрольных нормативов для каждого года обучения, определяется содержанием технической подготовки.

При анализе результатов педагогического контроля они должны сопоставляться с показателями участия в тренировочных семинарах и официальных спортивных мероприятиях.

Участие в аттестациях и спортивных мероприятиях позволяет наиболее комплексно определять уровень квалификации и состояние подготовленности спортсменов.

 

Отслеживание результатов.

Основным документами учета учебного процесса и его результатов являются журнал учета обучения группы и отчетные протоколы результатов тестирования.

Для оценки результатов усвоения программы в конце каждого полугодия проводятся зачетные занятия, результаты которых фиксируются в зачетной ведомости.

Основное требование при сдаче экзамена — правильное и точное выполнение изученных элементов.

В качестве контрольного норматива по специальной физической подготовке, используется тестирование по программе присвоения разрядных норм (ЕВСК), оценивается: координация, скорость, амплитуда, целесообразность и эффективность движений («Требования к базовой технике» см. «Правила проведения квалификационных тестов» и «Аттестационные требования по айкидо»).

В качестве контрольных нормативов по технической подготовке рекомендуется использовать базовые техники айкидо (входящие в аттестационную программу Всемирного Центра Айкидо), оценивается: соответствие стилю, эмоциональный настрой, координация, ритм («Требования к базовой технике» см. «Аттестационные требования по айкидо»).

При демонстрации применения техники («Осае-вадза», «Наге-вадза»), оценивается: целесообразность атаки и защиты, приближенность к реальности, четкость движений и их тесное взаимодействие.

Специальная физическая подготовка.

Самостраховка: «маэ-укэми» (кол. раз за 1 мин.), «усиро-кайтэн-укэми» и «усиро-хантэн-укэми» (кол. раз за 1 мин.).

Техника перемещений: «тэнкан» и «ирими-тэнкан».

Оценка специальной физической подготовки.

Оценка специальной физической подготовки проводится согласно «Правил квалификационных тестов».

Оценивается: координация, амплитуда, скорость, теми и ритм движений в соответствии с Требованиями и критериями «Правил квалификационных тестов».

«Отлично» – без ошибок.

«Хорошо» – незначительные ошибки.

«Удовлетворительно» – значительные ошибки.

 

Таблица 15.

Техническая подготовка.

Технические действия Атака Позиция
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси ТВ
Цуги-аси ТВ
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Маэ-укэми ТВ
Усиро-хантэн-укэми ТВ
Усиро-кайтэн-укэми ТВ
Осаэ – вадза
Иккё Авасетте СВ ТВ
Косадори СВ ТВ
Кататэдори ТВ
Никё Авасетте СВ ТВ
Нагэ – вадза
Ириминагэ Авасетте ТВ
Косадори ТВ
Котэгаэси Кататэдори ТВ
Сихонагэ Косадори ТВ
Кататэдори ТВ
Кокю-хо Кататэдори ТВ
Рётэдори СВ

 

Оценка применения техники.

Оценивается: соответствие стилю, стабильность, настрой (эмоциональная заряженность), осанка,   при выполнении движения в соответствии с Требованиями и критериями «Правил квалификационных тестов».

«Отлично» – выполнение технических действий в объеме программы и без ошибок.

«Хорошо» – неполный объем технических действий с незначительными ошибками.

«Удовлетворительно» – неполный объем технических действий со значительными ошибками.

 

Таблица 16.

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ.

( техническая подготовка )

ФИО ученика ____________                        Дата рождения ______________ Инструктор____________________________

Экзаменатор _____________                           Дата экзамена _____________

Экзаменационный балл_______(_______________________)

7 КЮ (минимальный возраст 9 лет)

Техника Атака Позиция 20 повторений(время) Соответсвие стилю Стабильность Настрой Амплитуда Осанка Суммабаллов
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси     ТВ
Цуги-аси     ТВ
Тэнкан     ТВ
Ирими-тэнкан     ТВ
Сикко   СВ  
Укэми – вадза
Усиро-хантэн-укэми     ТВ
Мае-укеми     ТВ
Осаэ — вадза
Иккё                 Авасэттэ                           ТВ
Иккё                 Авасэттэ                         СВ
Иккё                 Косадори                       ТВ
Иккё                 Косадори                       СВ
Наге-вадза
Ириминагэ                 Авасэттэ                           ТВ
Кокю-хо             Рётэдори СВ
Сумма баллов    

Оценка производится по 10 бальной системе с учетом десятых.

Оцениваются пункты: соответствие стиля, стабильность, настрой, амплитуда, осанка.

Зачет времени 20 повторений производится по позиции «мае-укеми».

(минимальный балл для получения положительного решения по экзамену – 6).

Формула расчета экзаменационного балла: ЭБ = Сумма баллов / 58.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДОПУСКА К МЕЖДУНАРОДНОЙ АТТЕСТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ.

(по состоянию на 01.10.2012 года)

   Особые условия допуска к международной аттестации приведены в Таблице 6.

Требования к выполнению технических действий и критерии их оценки приведены в Таблице 8.

Программа аттестации соответствует данным приведённым Таблице 15

 

Таблица 17.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Дата № урока Тема
1 Тай-сабаки
2 Тай-сабаки
3 Укеми-вадза
4 Укеми-вадза
5 Икке косадори ТВ, СВ
6 Икке авасетэ ТВ, СВ
7 Ирими-нагэ косадори ТВ
8 Ирими-нагэ авасетэ ТВ
9 Cихо-нагэ косадори ТВ
10 Сихо-нагэ косадори ТВ
11 Коте-гаэси косадори ТВ
12 Коте-гаэси косадори ТВ
13 Кокю-хо ретэдори СВ
14 Кокю-хо ретэдори СВ
15 Контрольное занятие
16 Контрольное занятие
17 Тай-сабаки
18 Укеми-вадза
19 Тай-сабаки
20 Укеми-вадза
21 Икке косадори ТВ, СВ
22 Ирими-нагэ косадори ТВ
23 Сихо-нагэ косадори ТВ
24 Коте-гаэси косадори ТВ
25 Кокю-хо ретэдори СВ
26 Икке авасетэ ТВ, СВ
27 Ирими-нагэ авасетэ ТВ
28 Сихо-нагэ косадори ТВ
29 Коте-гаэси косадори ТВ
30 Кокю-хо ретэдори СВ
31 Контрольное занятие
32 Контрольное занятие
33 Тай-сабаки
34 Укеми-вадза
35 Икке косадори ТВ, СВ
36 Ирими-нагэ косадори ТВ
37 Сихо-нагэ косадори ТВ
38 Коте-гаэси косадори ТВ
39 Кокю-хо ретэдори СВ
40 Икке авасетэ ТВ, СВ
41 Ирими-нагэ авасетэ ТВ
42 Сихо-нагэ косадори ТВ
43 Коте-гаэси косадори ТВ
44 Кокю-хо ретэдори СВ
45 Тай-сабаки
46 Укеми-вадза
47 Икке косадори ТВ, СВ
48 Икке авасетэ ТВ, СВ
49 Контрольное занятие
50 Контрольное занятие
51 Тай-сабаки
52 Укеми-вадза
53 Тай-сабаки
54 Тай-сабаки
55 Укеми-вадза
56 Укеми-вадза
57 Икке косадори ТВ, СВ
58 Икке авасетэ ТВ, СВ
59 Ирими-нагэ косадори ТВ
60 Ирими-нагэ авасетэ ТВ
61 Cихо-нагэ косадори ТВ
62 Сихо-нагэ косадори ТВ
63 Коте-гаэси косадори ТВ
64 Коте-гаэси косадори ТВ
65 Кокю-хо ретэдори СВ
66 Кокю-хо ретэдори СВ
67 Контрольное занятие
68 Контрольное занятие
69 Тай-сабаки
70 Укеми-вадза

 

 

 


также вас могут заинтересовать следующие статьи:

Айкидо — мирное боевое искусство
Программа по айкидо для развития ребенка
Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
Интервью . Журнал «Византия» . Июль 2014 г.Айкидо. Александр Чуфистов
Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет
Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет
Аспекты развития детей
План-конспект занятия по айкидо
Теории и методики борьбы и восточных единоборств
Восточные единоборства

Поделиться
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий