Для системы физического воспитания теория сформулировала три общих принципа: принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности; принцип связи физического воспитания с практикой жизни (прикладности); принцип оздоровительной направленности.
Общими они названы потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания, на государственные и общественные формы организации.
В этих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и его результату (каким должен стать человек занимающийся физической культурой). В данном случае общие принципы очерчивают основные направления достижения цели и решения задач физического воспитания. И в этой данности принцип выступает в качестве непреложного педагогического закона.
Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности отражает требование общества к процессу воспитания содержит в себе право каждого человека получить, не однобокое, а всестороннее развитие ( физическое, духовное, эстетическое, образовательное ).
Принцип прикладности в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры – готовить человека к плодотворной физической жизнедеятельности, прежде всего трудовой, а также в силу необходимости – военной.
Принцип оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Это теория современного физического воспитания, а теперь обратимся к теоретической основе Айкидо.
Первая часть слова Айкидо состоит из двух китайских иероглифов; «ай», который означает « встречаться, смешиваться, гармонизировать», и «ки», слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и настроение. «Айки» всегда было центральной темой азиатской философии. Основатель Айкидо , Морихеи Уэсиба, определил «айки» следующим образом:
— это универсальный принцип, который сводит все вещи воедино, это оптимальный процесс объединения и гармонизации, происходящий во всех сферах, от бескрайнего Космоса до мельчайшего атома.
— это великий замысел Космоса, это жизненная сила, которая связывает материальные и духовные аспекты творения, это поток природы.
— «айки» обозначает единство тела и духа и представляет собой проявление этой истины. Более того, «айки» дает нам возможность привести к гармоничному единству небо, землю и человечество.
— «айки» означает жить вместе в гармонии , в состоянии взаимного согласия, это высшая социальная добродетель. Это сила примирения, сила любви.
«Айки» в видении Основателя Морихеи Уэсибы очень близко понятиям западной философии целостность и гармония. Интеграция, и объединение – тела и духа, себя и другого, человечества и природы, красоты и правды – это условие, к которому должны стремиться все люди. Единство – это также моральное состояние; тот, кто един, может действовать самым лучшим и самым честным образом.
Мудрецам Запада и Востока давно известно, что количества позитивной и негативной энергии во вселенной всегда равны друг другу, и всегда представляют совершенно уравновешенную энергетическую систему. В практике Айкидо этот принцип нашел воплощение в условии «поочердности» выполнения техник при работе в паре, когда партнеры по очереди становятся нападающими и защищающимися, победителем и побежденным. Таким образом тренирующийся очень многому учится, на собственном опыте постигая обе стороны учения Айкидо.
«До», вторая часть слова Айкидо, символизирует отдельную дорогу, по которой шагает человек, так и универсальный путь философских принципов. Путь Айкидо включает в себя более широкий диапазон жизни. Он охватывает наше взаимодействие с другими людьми за пределами узкого мира зала, где проходят занятия, наше отношение к обществу в целом, наше обращение с природой.
Даже краткий экскурс в основы Айкидо показывает единство принципов фундаментальных основ физического воспитания с основами Айкидо. Но также как и в физическом воспитании, в Айкидо важнейшим является система подготовки и воспитания кадров. Нет более важной задачи в организации процесса обучения.
Общими они названы потому, что их действие распространяется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания, на государственные и общественные формы организации.
В этих принципах заложено требование общества, государства как к самому процессу физического воспитания, так и его результату (каким должен стать человек занимающийся физической культурой). В данном случае общие принципы очерчивают основные направления достижения цели и решения задач физического воспитания. И в этой данности принцип выступает в качестве непреложного педагогического закона.
Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности отражает требование общества к процессу воспитания содержит в себе право каждого человека получить, не однобокое, а всестороннее развитие ( физическое, духовное, эстетическое, образовательное ).
Принцип прикладности в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры – готовить человека к плодотворной физической жизнедеятельности, прежде всего трудовой, а также в силу необходимости – военной.
Принцип оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Это теория современного физического воспитания, а теперь обратимся к теоретической основе Айкидо.
Первая часть слова Айкидо состоит из двух китайских иероглифов; «ай», который означает « встречаться, смешиваться, гармонизировать», и «ки», слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и настроение. «Айки» всегда было центральной темой азиатской философии. Основатель Айкидо , Морихеи Уэсиба, определил «айки» следующим образом:
— это универсальный принцип, который сводит все вещи воедино, это оптимальный процесс объединения и гармонизации, происходящий во всех сферах, от бескрайнего Космоса до мельчайшего атома.
— это великий замысел Космоса, это жизненная сила, которая связывает материальные и духовные аспекты творения, это поток природы.
— «айки» обозначает единство тела и духа и представляет собой проявление этой истины. Более того, «айки» дает нам возможность привести к гармоничному единству небо, землю и человечество.
— «айки» означает жить вместе в гармонии , в состоянии взаимного согласия, это высшая социальная добродетель. Это сила примирения, сила любви.
«Айки» в видении Основателя Морихеи Уэсибы очень близко понятиям западной философии целостность и гармония. Интеграция, и объединение – тела и духа, себя и другого, человечества и природы, красоты и правды – это условие, к которому должны стремиться все люди. Единство – это также моральное состояние; тот, кто един, может действовать самым лучшим и самым честным образом.
Мудрецам Запада и Востока давно известно, что количества позитивной и негативной энергии во вселенной всегда равны друг другу, и всегда представляют совершенно уравновешенную энергетическую систему. В практике Айкидо этот принцип нашел воплощение в условии «поочердности» выполнения техник при работе в паре, когда партнеры по очереди становятся нападающими и защищающимися, победителем и побежденным. Таким образом тренирующийся очень многому учится, на собственном опыте постигая обе стороны учения Айкидо.
«До», вторая часть слова Айкидо, символизирует отдельную дорогу, по которой шагает человек, так и универсальный путь философских принципов. Путь Айкидо включает в себя более широкий диапазон жизни. Он охватывает наше взаимодействие с другими людьми за пределами узкого мира зала, где проходят занятия, наше отношение к обществу в целом, наше обращение с природой.
Даже краткий экскурс в основы Айкидо показывает единство принципов фундаментальных основ физического воспитания с основами Айкидо. Но также как и в физическом воспитании, в Айкидо важнейшим является система подготовки и воспитания кадров. Нет более важной задачи в организации процесса обучения.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)