Об авторе.
Чуфистов Александр Викторович, дата рождения 12 августа 1963 года, 5 Дан айкидо айкикай, стаж занятий с мая 1989 года, преподаватель высшей квалификационной категории, Заслуженный наставник Российского Союза Боевых Искусств. Член авторского коллектива по составлению и разработке программ дополнительного образования по айкидо для дошкольного и школьного образования. Соавтор разработки Правил проведения квалификационного тура по айкидо. Обладатель Премии Национального Совета Айкидо России «Торнадо» за 2010 год. Участник тренерского коллектива сборной команды России по айкидо на Первых Всемирных Играх Боевых Искусств 2010 года. Главный судья квалификационного тура по айкидо на Всероссийских юношеских Играх Боевых Искусств 2008, 2009 и 2010 гг.
ВВЕДЕНИЕ.
Предлагаемое методическое пособие является дальнейшей разработкой программ дополнительного образования по айкидо для развития ребенка дошкольного и школьного образования.
Пособие предназначено для инструкторов, руководителей учебных заведений, родителей учеников и всех интересующихся айкидо.
Автор выражает благодарность своему сенсею — Качану Александру Борисовичу, инициатору проекта «Айкидо в школе» — Мамаеву Сергею Михайловичу, непосредственно Дошу Айкидо — господину Моритэру Уэсиба, инструкторам Всемирного Центра Айкидо за возможность изучать айкидо, за совместные тренировки и полученную информацию.
Предлагаемое методическое пособие не является учебником по айкидо для развития ребенка, оно содержит описание программного материала, основанного на экзаменационной Программе Всемирного Центра Айкидо и отвечает на вопрос, что необходимо изучать. Вопрос каким образом преподносить материал на занятиях и как обучать, автором не затрагивается, оставляя возможность решать это инструкторам самостоятельно.
Предлагаемое методическое пособие не содержит материал по духовно-философским аспектам айкидо для развития ребенка. На ранней стадии обучения автором рекомендуется изучать основы базовой техники, перемещения и перекаты. Исходя из анализа специальной литературы по айкидо, истории жизни Основателя Айкидо Осенсея Морихея Уэсибы, часть специальных упражнений предлагаемых в разминке, голосовое сопровождение упражнений, являются упражнениями, заимствованными из практик духовного воспитания и их выполнения с соблюдением простейших правил достаточно для соприкосновения с данной составляющей айкидо.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Из материалов «Методического конструктора внеурочной деятельности школьников» авторы Д.В. Григорьев, к.пед.н., П.В. Степанов, к.пед.н.,Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО:
«Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Для развития ребенка согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом развития ребенка в деятельности.
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет развития ребенка на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.»
Таблица № 1.
Соответствие уровней результатов внеурочной деятельности — учебно- тренировочным и возрастным группам.
Уровни результатов внеурочной деятельности | Группа | Возраст, лет |
Первый | Физкультурно — оздоровительные | 4 — 6 |
Второй | Начальной специализации | 7 — 11 |
Третий | Углублённой специализации | 12 — 15 |
Высший | Спортивного |
мастерства16 — 17
Таблица № 2.
Классификация учебно-тренировочных групп, согласно этапов подготовки.
Группа | Этап |
Физкультурно — оздоровительные | Начальной подготовки |
Начальной специализации | Учебно-тренировочный |
Первая ступеньУглублённой специализацииУчебно-тренировочный
Вторая ступеньСпортивного мастерстваСпортивного совершенствования
Образовательная программа по айкидо предусматривает следующие этапы подготовки:
— этап начальной подготовки – 3 года;
— учебно – тренировочный этап – 5 лет, содержит в себе две ступени : первая ступень – ступень начальной специализации ( 5 лет); вторая ступень – ступень углубленной тренировки ( 4 года ) ;
— этап спортивного совершенствования – 2 года.
Задачи этапа начальной подготовки (физкультурно – оздоровительные группы):
— укрепление здоровья, улучшение физического развития;
— овладение основами техники выполнения физических упражнений физических упражнений;
— приобретение разносторонней физической подготовленности на основе средств и методов айкидо;
— выявление задатков и способностей детей;
— привитие стойкого интереса к занятиям айкидо;
— воспитание морально – волевых качеств.
Задачи первой ступени учебно – тренировочного этапа ( группы начальной специализации ):
— укрепление здоровья, освоение навыков здоровье – сберегающих технологий;
— повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
— овладение основами техники и тактики айкидо;
— приобретение тренировочного опыта , закрепление навыков и умений;
— уточнение спортивной специализации.
Задачи второй ступени учебно – тренировочного этапа ( группы углубленной тренировки ):
— совершенствование техники и тактики айкидо;
— развитие специальных физических качеств;
— повышение уровня функциональной подготовленности;
— освоение допустимых тренировочных специальных нагрузок;
— накопление тренировочного опыта за счет участия в семинарах, фестивалях, показательных выступлениях, специальных стажировок ).
Задачи этапа спортивного совершенствования ( группы спортивного мастерства):
— подготовка кандидатов в сборные команды регионального и федерального уровня.
Принципы разработки программы внеурочной деятельности по айкидо для дошкольников и школьников.
1. Программа организации внеурочной деятельности по айкидо для дошкольников и школьников разработана образовательным учреждением самостоятельно на основе переработки образцов программ, рекомендованных Министерством образования.
2. Материалы программы рассчитаны на дошкольников и школьников конкретных возрастных групп.
3. Содержания программ определено школой согласно педагогической целесообразности и ориентировано на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Программа содержит:
— введение, в котором содержится информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
— перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
— описание разбитого по разделам примерного содержания занятий со школьниками;
— характеристики основных результатов, на которые она ориентирована.
5. В программе определено содержание внеурочной деятельности школьников, общая суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий.
6. В программе указано количество часов аудиторных занятий и количество часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать50%.
7. Программа предусматривает возможность реализации как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.
8. Программа рассчитана на 14 летний цикл обучения и разработана по принципу «Макроцикл – мезоцикл — микроцикл», при этом в ней предусмотрена возможность использования, в качестве отдельного самостоятельного использования, материалов по каждому этапу подготовки, а в частных случаях отдельного взятого года.
В годовых планах работы четко наблюдаются все черты характерные «макроциклу», это:
— деление цикла подготовки на периоды, «мезоциклы» и «микроциклы»,
— наличие в конце периодов контрольных занятий,
— наличие конкретных итоговых целей и требований, возможность участия ( по желанию ) в экзамене, аттестации,
— временных рамок ограниченных учебным школьным годом.
Мезоциклы годового плана.
Учебный год в школе поделен на четверти, что дает возможность спланировать занятия по циклическому графику. Каждая четверть — как этап, или мезоцикл в годовом плане (макроцикле).
Предлагаемые в данной работе годовые планы работы ,рассматриваемый как макроцикл, состоит из четырех мезоцилов или четвертей. Каждый мезоцикл представляет собой определенный этап подготовки. Подготовительно-ознакомительный, этап закрепления, этап наработки, этап совершенствования.
1 учебная четверть – подготовительно-ознакомительный этап. На этом этапе за уроки с 1 по 18 ученикам предлагается, на основе полученных знаний, умений и навыков за предыдущие годы, вспомнить все техники изучаемые ранее и ознакомиться с материалом предстоящего учебного года. Следует отметить, что программа работы в этой четверти включает в себя весь спектр итоговых требований за год.
2 учебная четверть – этап закрепления. На этом этапе ученикам предлагается закрепить полученные знания и приобрести устойчивый навык при выполнении технических действий. Причем построение занятий идет по принципу усложнения с целью поддержания интереса к изучаемому предмету. Как и в предыдущей четверти, программа работы содержит весь спектр изучаемого материала. Применяем принцип повторения , но в усложнившейся ситуации( постоянная смена партнера, меняющийся темп выполнения, высокая наполненность занятия) .
3 учебная четверть – этап наработки. На этом этапе ученикам предлагается довести свое умение выполнения технических действий до устойчивого уверенного применения не взирая на внешние раздражители и постоянно меняющийся рисунок проведения занятия. Не маловажным фактором является умение учеников быть внимательными, так как все команды в зале начинают звучать на японском языке (дополнительный затрудняющий фактор). Как и в предыдущих мезоциклах, этот мезоцикл содержит весь спектр изучаемого материала за год.
4 учебная четверть – этап совершенствования. На этом этапе ученикам предлагается совершенствовать свои умения и навыки. Важным для преподавателя является создание групп учеников примерно равных по своим техническим способностям. Каждый мезоцикл заканчивается контрольными занятиями и специальным уроком, на котором проводится разбор типичных ошибок.
Каждый мезоцикл содержит внутри себя микроциклы, состоящие из 2-4 уроков объединенных между собой единой темой.
Микроциклы годового плана.
Предлагаемые в данной работе годовые планы, рассматриваемый как макроцикл, и содержащий в себе мезоциклы (циклически повторяющие весь предлагаемый к изучению материал), подразделен на микроциклы. Каждый микроцикл представляет собой группу из 2-4 уроков, объединенных между собой единой темой. В конце микроцикла контрольное занятие.
При разработке годового плана особое внимание уделено конкретным требованиям к техническим действиям. На данном уровне подготовки учеников это умение выполнять рисунок (форму) технического действия с уважительным отношением к партнеру (требование аттестационной программы). На первый план при работе в микроцикле нами выдвигается положение о закономерностях, связанных с неравномерностью освоения сложных двигательных действий, которые проявляются в изменении темпов обучения, чередования в ряде случаев, своего рода триад, включающих быстрый рост, снижение темпов освоения и плато, когда нет видимых признаков роста качества выполнения действий.
Каждый отдельный микроцикл — это этап в мезоцикле, на котором происходит обучение, закрепление, повторение, наработка, совершенствование конкретного технического действия. Обучение двигательным действиям, как неоднократно отмечено, имеет свои закономерности и особенности. Главной идеей предлагаемой работы является то, что закономерности физического воспитания едины во всех своих проявлениях, будь то изучение традиционных видов физической культуры или изучение «других», нетрадиционных видов физической активности. Все, что связано с совершенствованием человеческого тела, имеет одни и те же правила, принципы и закономерности. Наше исследование, это попытка подвести принятые теоретические основы под основы преподавания конкретного вида боевых искусств.
В данном годовом плане заложены определенные конкретные решения. Одним из ключевых является идея повторных мезоциклов, содержащих весь спектр годового плана. В свою очередь мезоциклы содержат повторяющиеся вновь на каждом этапе микроциклы.
Отличие одинаковых микроциклов в мезоциклах следующие: сокращение времени наработки, изменение условий выполнения, изменение темпа и ритма, то есть изменением формы проведения основной части урока.
Основной идеей введения микроциклов является попытка решения задачи эффективного обучения за счет рационального использования времени занятий и общего графика построения учебного процесса. По сути дела нам не известны достаточно строгие количественные критерии, по которым можно судить о темпах обучения. Отдельные элементы, операции в силу готовности (физической, двигательной, психической) к обучению им, осваиваются достаточно быстро. Другие требуют специфической готовности, находятся в отрицательной взаимодействии с ранее освоенными действиями или отдельными двигательными автоматизмами и, естественно, процесс обучения замедляется, но это кажущееся замедление, поскольку сами элементы, частные операции и тому подобное, разные, а следовательно, требуют различного времени на обучение. Применение теории о микроцикле позволяет видоизменить методику, приспосабливая ее к характеру решаемой частной задачи обучения, вводить этапы направленного воздействия на отдельные компоненты готовности, обеспечивая тем самым поступательное освоение действия. Основной задачей преподавателя на этом этапе является умение составлять равные по своим способностям и возможностям рабочие группы учеников. Как показывает опыт работы, на этом этапе происходит разделение класса по степени усвоения материала и важно умело использовать принцип индивидуального подхода к обучению. Как и предыдущие эта четверть в своей программе содержит весь спектр изучаемого материала за год.
9. Программа предусматривает организацию работы секции с режимом 2 раза в неделю по одному академическому часу.
10. Программа рассчитана на использование в общей системе внеурочного и основного образовательного процесса школы.
- Планируемые результаты освоения программы хорошо вписываются в систему ведущихцелевых установок и ожидаемых результатов освоениявсех компонентов, составляющих содержательную основу общей образовательной программы.
Система планируемых результатов, заложенных в программу — личностных, метапредметных и предметных — соответствует задачам, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников.
Программа, на основе предлагаемого материала, создает условия овладения обучающимися системой учебных действий(универсальных и специфических для данного предмета внеурочной деятельности: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Группы начальной спортивной специализации (ГНСС).
( рекомендовано для возраста 7 — 11 лет.)
Задачи:
— укрепление здоровья, освоение навыков здоровье – сберегающих технологий;
— повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
— овладение основами техники и тактики айкидо;
— приобретение тренировочного опыта, закрепление навыков и умений;
— уточнение спортивной специализации.
Таблица 1.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Всего часов |
Теоретическая подготовка | 4 | |
Общая физическая подготовка | 10 | |
Специальная физическая подготовка | 10 | |
Техническая подготовка | 36 | |
Участие в спортивных мероприятиях | 20 | |
Контрольное тестирование и аттестация | 4 | |
Годовая нагрузка | 80 |
Таблица 2.
План-схема распределения учебных часов по месяцам .
№ | Содержание | Всего часов | Количество часов в месяце | |||||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |||
Теоретическая подготовка. | 4 | 1 | — | 1 | — | 1 | — | — | 1 | — | — | — | — | |
Общая физическая подготовка | 10 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | — | — | — | |
Специальная физическая |
подготовка10121111111— Техническая подготовка36444444444— Участие в спортивных
мероприятиях164—4-4-4— Контрольное тестирование
и аттестация4—2—2—- Годовая нагрузка801177911610910—
Теоретическая подготовка.
Таблица 3.
Примерный тематический план теоретической подготовки.
Тема | Количество часов |
Методика тренировки. |
Анализ спортивной деятельности.
Основы комплексного контроля в системе подготовки.
Восстановительные средства и мероприятия.
Итого
Методика тренировки.
Анализ индивидуальных особенностей физической подготовленности (определение сильных и слабых сторон). Методические особенности развития и поддержания уровня общей и специальной выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей на различных этапах годичного цикла подготовки квалифицированных спортсменов. Средства и методы совершенствования технического мастерства и двигательных способностей в подготовительный и основной период. Особенности управления тренировочным процессом согласно возрастным требованиям.
Анализ спортивной деятельности.
Особенности спортивной деятельности. Индивидуальная оценка реализации технико-тактического мастерства и уровня физической подготовленности спортсменов на протяжении сезона. Основные аспекты спортивной подготовки.
Основы комплексного контроля в системе подготовки.
Задачи и организация контроля за соревновательной и тренировочной деятельностью. Контроль за показателями физического состояния спортсменов в стандартных условиях. Показатели и методика оперативного, текущего и этапного контроля физической подготовленности и функционального состояния.
Восстановительные средства и мероприятия.
Педагогические средства восстановления: рациональное построение тренировочных занятий, рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности, организация активного отдыха.
Психологические средства восстановления: аутогенная тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика.
Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление здоровья, общее физическое развитие занимающихся, укрепление костно-связочного аппарата, развития мышечной системы и укрепление мышц, несущих основную нагрузку, развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, общей и специальной выносливости, координацию движений, улучшения функционирования сердечно-сосудистой системы.
Средства и упражнения общей физической подготовки должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все периоды тренировки.
Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического развития занимающихся, задач тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста занимающихся и наличия материальной базы.
Средства и методы тренировки.
Обще развивающие упражнения в движении.
Одновременные и попеременные, синхронные и асинхронные движения в плечевых, локтевых, лучезапястных коленных суставах, голеностопе.
Упражнения для развития мышц туловища.
Наклоны вперед, в стороны, назад. Круговые движения туловища. Одновременное и попеременное поднимание ног вверх из положения «лежа на животе».
Из положения «лежа на спине»: поочередное и одновременное поднимание и опускание ног, круговые движения ногами, поднятыми до угла 45°, попеременное поднимание ног и туловища, поднимание туловища в положении сидя с фиксированными ногами и с различными положениями рук вдоль туловища, на поясе, за головой.
Указанные упражнения выполняются сериями в различном темпе и с различной амплитудой, на количество раз и до утомления.
Упражнения для развития мышц ног.
Выпады с пружинящими движениями и поворотами. Выпрыгивание из глубокого приседа. Прыжки вперед, в стороны, из положения присев. Бег с высоким подниманием бедра. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
Легкоатлетические упражнения.
Бег с ускорениями. Челночный бег. Бег на выносливость с малой интенсивностью.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Основная направленность.
Физическая подготовка направлена, прежде всего, на обеспечение максимальной специальной тренированности и поддержание ее на этом уровне в текущем цикле.
Подбирать упражнения надо таким образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению техническими действиями. Упражнения, направленные наразвитие силы, скорости, координации движений должны, по своей структуре соответствовать основным техническим действиям.
В занятиях преобладают специальные физические упражнения, избираемые в зависимости от цели занятия.
Содержание.
Упражнения на развитие силовых способностей.
Упражнения для укрепления различных групп мышц без отягощений (подтягивания, отжимания и т.п.).
Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей.
Упражнения для развития гибкости.
Данный раздел является наиболее важным, поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов.
Упражнения на развитие ловкости.
Обще развивающие упражнения на согласованность движений рук с ногами, развитие ловкости подвижными играми.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, кувырок вперед через препятствие, переворот боком.
Упражнения на удержание равновесия.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Основная направленность.
Целью технической подготовки является достижение стабильного и вариативного навыка. Это предполагает, с одной стороны, закрепление освоенных ранее умений и навыков, а с другой – увеличение их вариативности, возможности применения в различных условиях благодаря совершенствованию вариантов технических действий. Техническая подготовка, как правило, проводится в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки.
По мере совершенствования техники, ее совершенствование проводится в различных условиях (зрители, эксперты и т.п.). Особое внимание уделяется совершенствованию техники под влиянием утомления.
Основу данного этапа составляет развитие волевых качеств личности: целеустремленности, решительности, силы воли, способности преодолевать трудности. Развитие волевых качеств у занимающихся, происходит непосредственно в процессе тренировки и участия в соревнованиях. Для этого необходимо, чтобы занятия по физической и технической подготовке обязательно включали элемент трудности в соответствии с уровнем подготовленности спортсмена. Упражнения, переставшие быть трудными, утрачивают значение для развития волевых качеств.
На этом этапе ведущая роль принадлежит методам сопряженной тренировки, которая характеризуется целостным выполнением действий в условиях дополнительных нагрузок, не искажающих технику движений. В тренировку необходимо включать отдельные упражнения, требующие специальных волевых усилий. Эти упражнения должны чередоваться с более легкими. Можно выделить следующие виды упражнений.
Упражнения на достижение предельного результата (предельной скорости, высоты, силового усилия). Эти упражнения вырабатывают способность к кратковременным максимальным напряжениям. Воспитывают смелость и решительность.
Упражнения на преодоление утомления. Подобные упражнения развивают выносливость и воспитывают вместе с тем настойчивость, самообладание, необходимые для преодоления трудностей нарастающего утомления.
Упражнения на преодоление необычных трудностей. Подобные упражнения требуют преодоления нерешительности, содействуют смелости и самообладания.
Одно из главных условий развития положительных волевых качеств учащихся — укрепление уверенности в своих силах. Без уверенности в своих возможностях преодолеть трудности спортсмен не может проявить необходимые напряжения воли при встрече с препятствиями. Твердая уверенность спортсмена в своих силах основывается на проверке своих возможностей во время тренировки и спортивных мероприятий. Для правильной оценки спортсменом своих сил необходимо, под руководством тренера, проводить разбор и анализ своих достижений и недостатков, при выполнении упражнений и участии в спортивных мероприятиях.
Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы они были доступными для занимающихся, но требовали от них все больших и больших усилий. Когда выполнение упражнения не представляет никаких трудностей, оно перестает быть средством дальнейшего развития.
В основе воспитания положительных волевых качеств лежит обязательная практическая деятельность, связанная с проявлениями смелости и преодолением трудностей в спортивной борьбе, твердая уверенность в своих силах, основанная на практической проверке своих возможностей во время тренировок и соревнований.
Таблица 4.
Техническая подготовка.
Технические действия | Атака | Позиция | ||
Кихон – доса (Тай-сабаки) | ||||
Аюми-аси | ТВ | |||
Цуги-аси | ТВ | |||
Тэнкан | ТВ | |||
Ирими-тэнкан | ТВ | |||
Сикко | СВ | |||
Укэми – вадза | ||||
Маэ-мавари-укэми | ТВ | |||
Усиро-хантэн-укэми | ТВ | |||
Усиро-кайтэн-укэми | ТВ | |||
Осаэ – вадза | ||||
Иккё | Авасетте | СВ | ТВ | |
Косадори | СВ | ТВ | ||
Кататэдори | ТВ | |||
Никё | Авасетте | СВ | ТВ | |
Нагэ – вадза | ||||
Ириминагэ | Авасетте | ТВ | ||
Косадори | ТВ | |||
Котэгаэси | Кататэдори | ТВ | ||
Сихонагэ | Косадори | ТВ | ||
Кататэдори | ТВ | |||
Кокю-хо | Кататэдори | ТВ | ||
Рётэдори | СВ |
Содержание.
«Кихон-доса» или «унсоку-вадза» (техники перемещения) в различных положениях (стоя – «тачи-вадза», сидя – «сувари-вадза»).
К ним относятся: «тэнкан», «тэнсин», «ирими-тэнкан». «Тайсабаки» (техники передвижения): «аюми-аси», «цуги-аси», «окури-аси», «хираки-аси», «сикко».
«Укэми-вадза» (самостраховка) при выполнении различных приёмов айкидо. К этим действиям относятся: «маэ-мавари-укэми» (вперёд), «усиро-укэми» (назад), «ёко-укэми» (в сторону).
«Осаэ-вадза» (техники контроля) с воздействием на суставы рук: «иккё», «никкё».
«Нагэ-вадза» (бросковые техники): «сихо-нагэ», «ирими-нагэ», «котэ гаэси», «кокю хо», «сумиотоси».
«Атеми-вадза» (атакующие действия): «сёмэнучи», фронтальные захваты за одну руку и за две руки партнёра.
Отработка автоматизма и естественности технических действий.
Освоение правильного дыхания в сочетании с выполнением упражнений.
Совершенствование целостной структуры движений.
Таблица 5.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Основная педагогическая задача: Изучение техники, развитие гибкости, силовой выносливости, координационных способностей и волевых качеств.
Части |
занятияСодержаниеДозировка, минМетодические указанияВводная.Построение, постановка задачи на занятие.3
Проверить гигиеническое состояние занимающихся.Подготови-тельная.Ритуал.
Комплекс разминочных упражнений.
Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми).2
8
12
Обратить внимание на прямое положение спины и коленей.
Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием.
Подготовительные упражнения выполняются медленно.Основная.Наработка технических действий в паре с партнером.15
Следить за принципом соответствия положения рук и ног.Заключи-тельная.Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия.5Темп выполнения упражнений спокойный. Итого.45
Таблица 6.
Примерная технологическая карта занятия.
по айкидо для групп начальной спортивной специализации.
(Программа внеурочной деятельности по айкидо А.В.Чуфистов)
Тема: Тайсабаки ( перемещения в айкидо ). Кокю хо, тэнкан, ирими тэнкан.
Цель: Отработка базовых перемещений и движений применяемых в айкидо.
Образовательные задачи (предметные результаты):
1. Отработка способов входа в атаку партнера.
2. Закреплять понятие физических качеств: ловкость, координация, точность.
3. Укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных и силовых способностей.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1.Формировать умение самостоятельной деятельности при групповой работе (коммуникативное УУД).
2. Развивать умение планировать, контролировать, выполнять и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД).
3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД)
Воспитательные задачи (личностные результаты):
1. Формировать самооценку и личностное самоопределение к своим действиям при самостоятельной работе в группе (личностное УУД).
2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (личностное УУД).
Место проведения: зал боевых единоборств.
Дата проведения: 15.03.13г.
Время урока: 35 40 мин.
Инвентарь и оборудование: специализированное покрытие «татами».
Учитель: Чуфистов А.В.
Тип урока: образовательно – тренировочной направленности.
Часть урока | Содержание урока | Дозировка | Целевая установка |
Построение, приветствие, сообщение темы и задачи урока.
Добрый день!
Проверка присутствующих на уроке.
Тема урока Тайсабаки ( перемещения в айкидо ). Кокю хо, тэнкан, ирими тэнкан.
Выполняем особый ритуал для психологического настроя на занятие.
Выстраиваемся на разминку свободно по залу в шахматном порядке.
(фронтальная позиция).
Выполняем принятый комплекс разминочных упражнений под счёт с голосовым сопровождением.
Демонстрация двигательных действий, преподавателем
Во время разминки прошу отдельных учеников прокомментировать выполняемое упражнение. Чаще тех, кто ленится или выполняет упражнение с ленцой.
Построение.
Повторно довожу тему урока.
Демонстрирую технику без акцента на основное требование в задании.
Задаю вопрос : «Всё ли понятно при показе?» Получаю обратную связь. При необходимости повторяю показ. Напоминаю требования по технике безопасности.
Даю команду на выполнение задания.
Во время работы веду контроль за деятельность учеников.
Получив обратную связь об уровне освоения учениками техники, даю команду «Стоп, построение».
Демонстрирую технику с акцентом на основное требование в задании.
Задаю вопрос : «Всё ли понятно при показе?» Получаю обратную связь. При необходимости повторяю показ
Даю команду на выполнение задания под счёт.
Во время работы веду громким голосом счёт, при необходимости корректируя действия учеников.
По косвенным признакам задаваемым ритмом регулирую нагрузку.3 мин
Организация обучающихся на урок
Создание ситуации для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока.
Закрепление знаний по двигательным действиям и исходным положениям,.
Соотношение команд учителя с двигательными действиями учеников.
Формирование правильной осанки, способствовать укреплению мышечного корсета.
Восстановление дыхания
Развитие самостоятельности при выполнении общего для группы задания.
Развитие умения спонтанного действия.
Развитие концентрации внимания на выполняемом задании.Умение проявлять дисциплинированность и внимание (Л)
Умение самоопределиться к
задачам урока и принять цель занятия (Л).
Умение определять собственную деятельность по достижению цели (Р).
Умение осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме (П).
Умение использовать имеющиеся знания
и опыт(Р)
Умение распознавать и называть двигательное действие (П).
Умение выполнять упражнения по укреплению осанки (Р)
Умение видеть и чувствовать красоту движения (Л)
Умение осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме (П).
Формирование бережного отношения к своему здоровью (Л);
Умение проявлять дисциплинированность (Л)
Умение контролировать свои действия, ориентируясь на показ движений учителем (Р).
Умение организовать деятельность в паре (Р)
Подведение итогов урока.
Даю команду «Стоп, построение».
Провожу пульсометрию. Данные опроса заношу в рабочий журнал.
Задаю вопрос: «Всё ли получилось при работе?». Получаю обратную связь.
Вызываю для разбора ошибок 4 учеников. Прошу выполнить задание. Класс даёт комментарий действиям учеников.
Вводим корректировку в действия и проводим контрольное выполнение.
Класс выставляет оценку за работу ученикам
Построение класса для получения домашнего задания.
Выполнение особого ритуала.
Благодарю класс за работу.
7 мин
Формирование самооценки.
Развитие самоконтроля за состоянием здоровья.
Развитие умения оценки знаний, умений, навыков партнеров по работе.
Формирование способности к анализу двигательных действий.
Умение самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению (Л, К)
Умение планировать, контролировать, оценивать деятельность (Р).
Умение активно включаться в коммуникацию со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания (Л, К, УДД)
Умение самостоятельно организовывать свою деятельность (Л)
Умение дать самооценку собственной деятельности(Л, УУД)
Умение применять полученные знания в организации и проведения досуга (Р)
УУД (универсальные учебные действия); Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К- коммуникативные.
Планируемые результаты освоения программы.
Выпускник начальной школы научится:
Специальная физическая подготовка: уверенно и безопасно выполнять контрольное упражнение «мае мавари укеми или ушироукеми 20 повторений на время» без грубых технических ошибок.
Техническая подготовка: выполнять форму технических действий предусмотренных в программе с соблюдением требуемых правил безопасности.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
Специальная физическая подготовка: выполнять контрольное упражнение «мае мавари укеми 20 повторений на время», с демонстрацией уверенного навыка укладываясь в установленные временные критерии.
Техническая подготовка: выполнять форму технических действий предусмотренных в программе с высокой координацией, максимальной амплитудой движения, демонстрируя соответствие стилю, стабильность, должный эмоциональный настрой.
Основными показателями освоения программы являются овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, которые определяются системой контрольных нормативов и участием в спортивных мероприятиях.
Объем практических навыков определяется количеством изученных технических действий, которые способен выполнить спортсмен.
При оценке технической подготовки наряду с количественными показателями необходимо учитывать и степень владения техникой.
Степень владения техникой определяется следующими характеристиками:
1) стабильностью технических действий в стандартных условиях,
2) устойчивостью результата в меняющихся условиях,
3) сохранением двигательного умения при перерывах в тренировке,
4) «автоматизм» выполнения движения.
Комплекс контрольных нормативов для каждого года обучения, определяется содержанием технической подготовки.
При анализе результатов педагогического контроля они должны сопоставляться с показателями участия в тренировочных семинарах и официальных спортивных мероприятиях.
Участие в аттестациях и спортивных мероприятиях позволяет наиболее комплексно определять уровень квалификации и состояние подготовленности спортсменов.
Отслеживание результатов.
Основным документами учета учебного процесса и его результатов являются журнал учета обучения группы и отчетные протоколы результатов тестирования.
Для оценки результатов усвоения программы в конце каждого полугодия проводятся зачетные занятия, результаты которых фиксируются в зачетной ведомости.
Основное требование при сдаче экзамена — правильное и точное выполнение изученных элементов.
В качестве контрольного норматива по специальной физической подготовке, используется тестирование по программе присвоения разрядных норм (ЕВСК), оценивается: координация, скорость, амплитуда, целесообразность и эффективность движений («Требования к базовой технике» см. «Правила проведения квалификационных тестов» и «Аттестационные требования по айкидо»).
В качестве контрольных нормативов по технической подготовке рекомендуется использовать базовые техники айкидо (входящие в аттестационную программу Всемирного Центра Айкидо), оценивается: соответствие стилю, эмоциональный настрой, координация, ритм («Требования к базовой технике» см. «Аттестационные требования по айкидо»).
При демонстрации применения техники («Осае-вадза», «Наге-вадза»), оценивается: целесообразность атаки и защиты, приближенность к реальности, четкость движений и их тесное взаимодействие.
Специальная физическая подготовка.
Самостраховка: «маэ мавари укэми» (кол. раз за 1 мин.), «усиро кайтэн укэми» и «усиро хантэн укэми» (кол. раз за 1 мин.).
Техника перемещений: «тэнкан», «ирими тэнкан», «аюми аси», «цуги аси», «сикко».
Оценка специальной физической подготовки.
Оценка специальной физической подготовки проводится согласно «Правил квалификационных тестов».
Оценивается: координация, амплитуда, скорость, теми и ритм движений в соответствии с Требованиями и критериями «Правил квалификационных тестов».
Оценка выполнения техники.
Оценивается: соответствие стилю, стабильность, настрой (эмоциональная заряженность), осанка, при выполнении движения в соответствии с Требованиями и критериями «Правил квалификационных тестов».
Таблица 7.
УСЛОВИЯ ДОПУСКА К АТТЕСТАЦИИ
КЮ/ДАН |
Содержание УСЛОВИЯ ДОПУСКА К АТТЕСТАЦИИ(цвет пояса) |
МИНИМАЛЬНЫЙВОЗРАСТ |
10 КЮ | Стаж занятий Айкидо не менее 6 месяцев. |
(жёлтый)7 лет9 КЮНе ранее, чем через 9 месяцев после получения 10 Кю.
(жёлтый)8 лет8 КЮНе ранее, чем через 9 месяцев после получения 9 Кю.
(оранжевый)9 лет7 КЮНе ранее, чем через 9 месяцев после получения 8 Кю.
(оранжевый)10 лет6 КЮНе ранее, чем через 9 месяцев после получения 7 Кю.
(зелёный)11 лет
5 КЮ
Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 6 Кю.
(зелёный)11 лет
Таблица 8.
Аттестационная программа.
Технические действия | Атака | Позиция | ||
Кихон – доса (Тай-сабаки) | ||||
Аюми-аси | ТВ | |||
Цуги-аси | ТВ | |||
Тэнкан | ТВ | |||
Ирими-тэнкан | ТВ | |||
Сикко | СВ | |||
Укэми – вадза | ||||
Маэ-мавари-укэми | ТВ | |||
Усиро-хантэн-укэми | ТВ | |||
Усиро-кайтэн-укэми | ТВ | |||
Осаэ – вадза | ||||
Иккё | Авасетте | СВ | ТВ | |
Косадори | СВ | ТВ | ||
Кататэдори | ТВ | |||
Никё | Авасетте | СВ | ТВ | |
Нагэ – вадза | ||||
Ириминагэ | Авасетте | ТВ | ||
Косадори | ТВ | |||
Котэгаэси | Кататэдори | ТВ | ||
Сихонагэ | Косадори | ТВ | ||
Кататэдори | ТВ | |||
Кокю-хо | Кататэдори | ТВ | ||
Рётэдори | СВ |
ПСНК – активная позиция стоя на одном колене.
ТВ – тачи-вадза (положение стоя).
СВ – сувари-вадза (положение сидя).
ХХВ – ханми/хандати-вадза (позиция, при которой один из партнёров в сэйдза (сидя), а другой в тачи вадза (стоя)).
Таблица 9.
Требования к выполнению технических действий и критерии их оценки.
10 – 5 Кю |
|
Требования | Критерии |
Знание терминологии. | КАМАЭ: |
Позиция (Осанка), способствующая нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и сохранению равновесия в процессе выполнения технического действия.
КИХОН/ТАЙСАБАКИ (НАПРАВЛЕНИЕ):
Наилучший вектор движения, при котором техническое действие имеет максимальный эффект.
ДЗАНСИН:
Корректное отношение к партнёру.
Таблица 10.
ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ.
( техническая подготовка )
ФИО ученика ____________ Дата рождения ______________ Инструктор____________________________
Экзаменатор _____________ Дата экзамена _____________
Экзаменационный балл_______(_______________________)
6 КЮ (минимальный возраст 10 лет)
Техника | Атака | Позиция | 20 повторений |
(время)Соответсвие стилюСтабильностьНастройАмплитудаОсанкаСумма
балловКихон – доса (Тай-сабаки)Аюми-аси ТВ Цуги-аси ТВ Тэнкан ТВ Ирими-тэнкан ТВ Сикко СВ Укэми – вадзаУсиро-хантэн-укэми ТВ Мае- мавари укеми ТВ Осаэ — вадзаИккё Косадори ТВ Иккё Косадори СВ Наге-вадзаИриминагэ Косадори ТВ СихонагеКосадори ТВ Котегаеси Косадори ТВ Кокю-хо РётэдориСВ Сумма баллов
Оценка производится по 10 бальной системе с учетом десятых.
Оцениваются пункты: соответствие стиля, стабильность, настрой, амплитуда, осанка.
Зачет времени 20 повторений производится по позиции «мае- мавари-укеми».
(минимальный балл для получения положительного решения по экзамену – 6).
Формула расчета экзаменационного балла: ЭБ = Сумма баллов / 65.
Таблица 11.
Базисный годовой план — конспект занятий для ГНСС.
№ 1. |
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 10.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 2.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 11.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 3.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 12.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 4.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 13.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 5.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 14.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№ 6.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№15.Контр.зан.в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин. Тайсабаки, мае мавари укеми, усиро укеми 20 мин
Ритуал 2мин№ 7.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№16.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№ 8.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 17.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 9.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 18.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 19.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 28.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 20.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 29.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 21.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 30.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№ 22.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 31.Контр.зан.в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин. Тайсабаки, мае мавари укеми, усиро укеми 20 мин
Ритуал 2мин№ 23.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№ 32.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№ 24.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 33.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 25.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 34.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 26.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 35.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 27.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 36.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 37.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 46.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 38.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 47.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 39.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№ 48.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№ 40.Контр.зан.в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин. Тайсабаки, мае мавари укеми, усиро укеми 20 мин
Ритуал 2мин№ 49.Контр.зан.в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин. Тайсабаки, мае мавари укеми, усиро укеми 20 мин
Ритуал 2мин№41.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№50.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№ 42.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 51.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 43.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 52.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 44.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 53.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 45.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 54.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 55.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 64.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 56.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 65.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 57.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№ 66.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.№ 58.Контр.зан.в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин. Тайсабаки, мае мавари укеми, усиро укеми 20 мин
Ритуал 2мин№ 67.Контр.зан.в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин. Тайсабаки, мае мавари укеми, усиро укеми 20 мин
Ритуал 2мин№59.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№68.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№60.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№69.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№ 61.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 70.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 62.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 71.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 10мин.
Икке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 63.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 72.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 73.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Тайсабаки 5мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Никке ТВ СВ косадори 10мин
Ритуал 2мин.№ 78.Контр.зан.в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин. Тайсабаки, мае мавари укеми, усиро укеми 20 мин
Ритуал 2мин№ 74.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 79.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№ 75.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Мае мавари укеми, ушироукеми 5мин.
Сихо наге, котегаеси ТВ косадори 15мин.
Ритуал 2мин.№ 80.Контр.зан в группе
Ритуал 2мин.
Разминка 5мин.
Техники 30мин.
Ритуал 2мин.№ 76.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин. № 77.
Ритуал 2мин.
Разминка 10мин.
Ирими наге, иккё ТВ косадори 15мин.
Кокю хо ТВ кататедари 5мин.
Ритуал 2мин.
также вас могут заинтересовать следующие статьи:
—Айкидо — мирное боевое искусство
—Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
—Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
—Интервью . Журнал «Византия» . Июль 2014 г.Айкидо. Александр Чуфистов
—Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
—Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет
—Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет
—Аспекты развития детей
—Физическая подготовка. Методическое пособие по Айкидо для детей
—План-конспект занятия по айкидо
—Теории и методики борьбы и восточных единоборств
—Восточные единоборства