Учебный год делится на подготовительный, основной и переходный периоды. Планирование периодов подготовки зависит от календаря спортивных мероприятий[38, 54]
В каждом периоде должны решаться конкретные задачи. Так задачами подготовительного периода (сентябрь – декабрь) являются: укрепление здоровья занимающихся, существенное повышение общей физической подготовленности, изучение относительно широкого круга технических действий, повышение общего уровня волевых возможностей, воспитание спортивного трудолюбия.
Главной задачей основного периода (январь – май) является сохранение спортивной формы на все время проведения спортивных мероприятий и реализация ее в спортивных достижениях. Учебно-тренировочная работа проводится по укороченной программе, как по объему, так и по интенсивности и строится в соответствии с календарем и напряженностью предстоящих спортивных мероприятий. Большое место приобретает психологическая подготовка. Совершенствование физической и технической подготовки осуществляется строго индивидуально, исходя из собственной готовности спортсмена и направлено на достижение максимальной специальной тренированности.
Физическая подготовка в соревновательном периоде носит характер непосредственной функциональной подготовки к предстоящему участию в аттестации и других спортивных мероприятиях.
Техническая подготовка обеспечивает доведение двигательной деятельности до устойчивого выполнения движений.
В морально-волевой и психологической подготовке особое значение имеет непосредственная психологическая настройка на участие в семинарах, мобилизация спортсмена на высшие проявления физических и духовных сил.
Переходной период (июнь – август) направлен на восстановление после физических и особенно психических нагрузок, а также на поддержание соответствующего уровня физических качеств с тем, чтобы начать новый цикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. Во время переходного периода учащиеся частично освобождаются от тренировок, но им вменяются утренние прогулки, а также, в зависимости от самочувствия активный отдых или занятия игровыми видами спорта.
Учебный год поделен на четверти, что дает возможность спланировать занятия по циклическому графику. Каждая четверть – как этап, или мезоцикл в годовом плане (макроцикле)[55,56].
План работы на каждый год, рассматриваем как макроцикл, он состоит из четырех мезоциклов или четвертей. Каждый мезоцикл представляет собой определенный этап подготовки[51]. Подготовительно-ознакомительный, этап закрепления, этап наработки, этап совершенствования.
1 учебная четверть – подготовительно-ознакомительный этап. На этом этапе ученикам предлагается, на основе полученных знаний, умений и навыков за предыдущие годы, вспомнить все техники изучаемые ранее и ознакомиться с материалом предстоящего учебного года. Следует отметить, что программа работы в этой четверти включает в себя весь спектр итоговых требований за год.
2 учебная четверть – этап закрепления. На этом этапе ученикам предлагается закрепить полученные знания и приобрести устойчивый навык при выполнении технических действий. Причем построение занятий идет по принципу усложнения с целью поддержания интереса к изучаемому предмету. Как и в предыдущей четверти, программа работы содержит весь спектр изучаемого материала. Применяем принцип повторения, но в усложнившейся ситуации (постоянная смена партнера, меняющийся темп выполнения, высокая наполненность занятия).
3 учебная четверть – этап наработки. На этом этапе ученикам предлагается довести свое умение выполнения технических действий до устойчивого уверенного применения не взирая на внешние раздражители и постоянно меняющийся рисунок проведения занятия. Немаловажным фактором является умение учеников быть внимательными, так как все команды в зале начинают звучать на японском языке (дополнительный затрудняющий фактор). Как и предыдущие мезоциклы, этот мезоцикл содержит весь спектр изучаемого материала за год.
4 учебная четверть – этап совершенствования. На этом этапе ученикам предлагается совершенствовать свои умения и навыки. Важным для тренера-преподавателя на этом этапе является умение составлять равные по своим способностям и возможностям рабочие группы учеников. Как показывает опыт работы, на этом этапе происходит разделение группы по степени усвоения материала и важно умело использовать принцип индивидуального подхода к обучению. И эта четверть в своей программе содержит весь спектр изучаемого материала за год. Каждый мезоцикл содержит внутри себя микроциклы, состоящие из 2-4 занятий, объединенных между собой единой темой, и заканчивается контрольными занятиями и специальным уроком, на котором проводится разбор типичных ошибок.
На первый план при работе в микроцикле выдвигается положение о закономерностях, связанных с неравномерностью освоения сложных двигательных действий, которые проявляются в изменении темпов обучения, чередования в ряде случаев, своего рода триад, включающих быстрый рост, снижение темпов освоения и плато, когда нет видимых признаков роста качества выполнения действий.
Каждый отдельный микроцикл — это этап, в процессе которого происходит обучение, закрепление, повторение, отработка, совершенствование конкретного технического действия.
Контрольное тестирование проводилось 2 газа в год. Первое в конце сентября, второе в конце апреля.
Методика и организация исследования: Педагогическое исследование проводилось в Спортивном клубе Айкидо Дома Культуры Российской Армии в 2009-2010 учебном году. В исследовании участвовали школьники 9-11лет — 22 мальчика. При комплектовании состава экспериментальной и контрольной групп мы использовали метод случайных величин, таким образом, группы оказались практически однородными по своему составу. Все дети были здоровы, имели практически одинаковый уровень подготовленности и физического развития. Занятия проводились 3 раза в неделю по 45 минут для контрольной и по 45-60 минут для экспериментальной группы. Для экспериментальной группы также использовались дополнительные подготовительные упражнения и дополнительные технические действия, обучение техническим действиям производилось с четким обозначением опорных точек для каждого из технических действий. Для контрольной группы в качестве домашнего задания в течение 15 минут три раза в неделю необходимо было нарабатывать базовые перемещения, уделяя особое внимание на устойчивое положение корпуса и прямую осанку.
Методы исследования.
Планирование педагогического эксперимента осуществлялось следующим образом. До начала педагогического эксперимента все дети прошли контрольные испытания с целью выявления исходного состояния уровня специальной подготовленности. Затем, в течение 35 недель у экспериментальной группы длительности занятий составила 60 мин, у контрольной группы длительность занятий составляет 45 мин. Дополнительно в экспериментальной группе были включены технические действия, которые обычно не изучаются в данной возрастной группе, а также введены дополнительные подготовительные упражнения. Включение дополнительного материала было сделано с целью повышения общей технической подготовленности и как следствие улучшение показателей специальной подготовки в целом. В контрольной группе за одно занятие изучается от четырех до восьми технических действий за одно занятие, в экспериментальной группе предлагается увеличить число изучаемых техник до двенадцати – шестнадцати.
Соотношение количества отрабатываемых техник и длительности занятий за период эксперимента представим таблице 2. В таблице даны номера ключевых занятий, когда было произведено увеличение длительности занятий, увеличение изучаемого материала, проведены контрольные и аттестационное занятия.
Таблица 2 – Соотношение количества отрабатываемых технических действий и длительности занятий.
Занятие | Месяц | Длительность тренировочного занятия, мин | Количество отрабатываемых технических действий |
1 | IX | 45 | 4 |
12 | IX | 45 | 4 |
13 | IX | 45 | Контрольное занятие |
14 | X | 60 | 8 |
36 | XI | 60 | 8 |
Продолжение таблицы 2
37 | XI | 60 | 12 |
65 | I | 60 | 12 |
66 | II | 60 | 16 |
100 | IV | 60 | Контрольное занятие |
101 | IV | 60 | Аттестационное занятие |
102 | IV | 60 | 16 |
116 | V | 60 | 16 (заключительное занятие) |
Переход к увеличению изучаемого материала и изменении длительности занятия предлагается делать после первого контрольного занятия, для получения однородности исходных данных.
План учебно-тренировочных занятий, рассчитанный на длительность занятия в 45 минут (занятия №1-12) представим в таблице 3[56].
Таблица 3 – Примерный план учебно-тренировочных занятий.
Частизанятия | Содержание | Дозировка, мин. | Методические указания |
Вводная. | Построение, постановка задачи на занятие. | 2 | Проверить гигиеническое состояние занимающихся. |
Подготови-тельная. | Ритуал.Комплекс разминочных упражнений.Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми). | 2108 | Обратить внимание на прямое положение спины и коленей.Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием.Подготовительные упражнения выполняются медленно.Занимающиеся громко проговаривают название упражнения. |
Основная. | Отработка базовых элементов в паре с партнером. | 14 | Базовые элементы отрабатываются под счет.Следить за принципом соответствия положения рук и ног. |
Заключи-тельная. | Силовые упражнения без отягощений.Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия. | 36 | Темп выполнения упражнений спокойный. |
Итого. | 45 |
Представим план учебно-тренировочных занятий, рассчитанный на длительность занятия в течение 60 минут (занятия № 14-36) в таблице 4.
Таблица 4 – Примерный план учебно-тренировочных занятий.
Частизанятия | Содержание | Дозировка, мин. | Методические указания |
Вводная. | Построение, постановка задачи на занятие. | 2 | Проверить гигиеническое состояние занимающихся. |
Подготови-тельная. | Ритуал.Комплекс разминочных упражнений.Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми). | 21012 | Обратить внимание на прямое положение спины и коленей.Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием.Подготовительные упражнения выполняются медленно.Занимающиеся громко проговаривают название упражнения. |
Основная. | Отработка базовых элементов в паре с партнером. | 23 | Базовые элементы отрабатываются под счет.Следить за принципом соответствия положения рук и ног. |
Заключи-тельная. | Силовые упражнения без отягощений.Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия. | 56 | Темп выполнения упражнений спокойный. |
Итого. | 60 |
Представим план учебно-тренировочных занятий, рассчитанный на длительность занятия в 60 минут (занятия №37-65) в таблице 5.
Таблица 5 – Примерный план учебно-тренировочных занятий.
Частизанятия | Содержание | Дозировка, мин. | Методические указания |
Вводная. | Построение, постановка задачи на занятие. | 2 | Проверить гигиеническое состояние занимающихся. |
Подготови-тельная. | Ритуал.Комплекс разминочных упражнений.Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми). | 21010 | Обратить внимание на прямое положение спины и коленей.Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием.Подготовительные упражнения выполняются медленно.Занимающиеся громко проговаривают название упражнения. |
Продолжение таблицы 5
Основная. | Отработка базовых элементов в паре с партнером. | 25 | Базовые элементы отрабатываются под счет.Следить за принципом соответствия положения рук и ног. |
Заключи-тельная. | Силовые упражнения без отягощений.Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия. | 56 | Темп выполнения упражнений спокойный. |
Итого. | 60 |
Представим план учебно-тренировочных занятий, рассчитанный на длительность занятия в 60 минут (занятия №66-116, исключая контрольное и аттестационное занятия) в таблице 6.
Таблица 6 – Примерный план учебно-тренировочных занятий.
Частизанятия | Содержание | Дозировка, мин. | Методические указания |
Вводная. | Построение, постановка задачи на занятие. | 2 | Проверить гигиеническое состояние занимающихся. |
Подготовительная. | Ритуал.Комплекс разминочных упражнений.Подготовительные упражнения (перемещения, различные виды укэми). | 2105 | Обратить внимание на прямое положение спины и коленей.Разминочные упражнения выполняются под счет, в координации с дыханием.Подготовительные упражнения выполняются медленно.Занимающиеся громко проговаривают название упражнения. |
Основная. | Отработка базовых элементов в паре с партнером. | 30 | Базовые элементы отрабатываются под счет.Следить за принципом соответствия положения рук и ног. |
Заключи-тельная. | Силовые упражнения без отягощений.Ходьба, упражнения на расслабление, проверка пульса, беседа, замечания по итогам занятия. | 56 | Темп выполнения упражнений спокойный. |
Итого. | 60 |
В течение тридцати пяти недель школьники занимались по предложенной усложненной программе. После окончания периода эксперимента дети вновь выполнили контрольные упражнения, чтобы оценить эффект педагогического эксперимента по отношению к исходному показателю.
Тестирование проводится в группах начальной специализации. Исходя из этого, наиболее интересными для изучения будут тесты по специальной физической подготовке.
Основными показателями освоения программы являются овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, которые определяются системой контрольных нормативов [32] и участием в спортивных мероприятиях.
Объем практических навыков определяется количеством изученных технических действий, которые способен выполнить спортсмен.
При оценке технической подготовки наряду с количественными показателями необходимо учитывать и степень владения техникой.
Степень владения техникой для группы возраста 9-11 лет определяется следующими характеристиками:
1) стабильностью технических действий в стандартных условиях,
2) устойчивостью результата в меняющихся условиях,
3) сохранением двигательного умения при перерывах в тренировке,
4) «автоматизмом» выполнения движения.
Комплекс контрольных нормативов для каждого года обучения, определяется содержанием технической подготовки.
При анализе результатов педагогического контроля они должны сопоставляться с показателями участия в тренировочных семинарах и официальных спортивных мероприятиях.
Участие в аттестациях и спортивных мероприятиях позволяет наиболее комплексно определять уровень квалификации и состояние подготовленности спортсменов.
Основными документами учета учебного процесса и его результатов являются журнал учета обучения группы и отчетные протоколы результатов тестирования.
Для оценки уровня специальной подготовки в начале и в конце учебного года проводятся зачетные занятия, результаты которых фиксируются в зачетной ведомости. Одним из главных показателей уровня специальной подготовки является аттестация детей, то есть присвоение им квалификационного разряда. Поэтому разработанная программа является программой подготовки детей для сдачи квалификационного экзамена.
Основное требование при сдаче экзамена — правильное и точное выполнение изученных элементов.
В качестве контрольного норматива по специальной физической подготовке, используется тестирование по программе присвоения разрядных норм, оценивается: координация, скорость, амплитуда, целесообразность и эффективность движений согласно приложениям 3-6.
В качестве контрольных нормативов по технической подготовке рекомендуется использовать базовые техники айкидо (входящие в аттестационную программу Всемирного Центра Айкидо), оценивается: соответствие стилю, эмоциональный настрой, координация, ритм согласно приложениям 3-6.
При демонстрации применения техники («Осае-вадза», «Наге-вадза»), оценивается: целесообразность атаки и защиты, приближенность к реальности, четкость движений и их тесное взаимодействие.
Общие указания по методике тестирования [30]. Перед проведением тестов инструктору следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.
Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности и их сочетаний.
Контрольные испытания наиболее целесообразно проводить в соревновательной форме (в парах или последовательно друг за другом)[8].
Приведенные тесты достаточно сложны в координационном отношении. Тесты рекомендуются для детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет. Нет противопоказаний для проведения этих тестов и после 17 лет. В испытаниях использована метрическая система мер, чтобы по возможности максимально избежать субъективизма при оценке специальной физической подготовки.
Перечень необходимой технической подготовленности для группы детей второго года обучения представлен в таблице 2.
Таблица 7 -Техническая подготовка.
Технические действия | Атака | Позиция | ||
Кихон – доса (Тай-сабаки) | ||||
Аюми-аси | ТВ | |||
Цуги-аси | ТВ | |||
Тэнкан | ТВ | |||
Ирими-тэнкан | ТВ | |||
Сикко | СВ | |||
Укэми – вадза | ||||
Маэ-укэми | ТВ | |||
Усиро-хантэн-укэми | ТВ | |||
Усиро-кайтэн-укэми | ТВ | |||
Осаэ – вадза | ||||
Иккё | Авасетте | СВ | ТВ | |
Косадори | СВ | ТВ | ||
Кататэдори | ТВ | |||
Никё | Авасатте | СВ | ТВ | |
Нагэ – вадза | ||||
Ириминагэ | Авасетте | ТВ | ||
Косадори | ТВ | |||
Котэгаэси | Кататэдори | ТВ | ||
Сихонагэ | Косадори | ТВ | ||
Кататэдори | ТВ | |||
Продолжение таблицы 7
Кокю-хо | Кататэдори | ТВ | ||
Рётэдори | СВ |
С кратким описанием технических действий можно ознакомиться в приложении 2. Для упрощения сравнения результатов по специальной физической подготовке в рассмотрение возьмем четыре параметра:
- Выполнение технического действия маэ-укэми, количество повторов 20 раз, определяется время выполнения.
Оборудование: секундомер, татами.
Процедура тестирования: испытуемые встают в шеренгу (не более 4 человек за один заход) и принимают исходное положение, далее и.п., (основную стойку – камае). Когда испытуемые приготовились, следует команда «Можно», после которой учащиеся выполняют перекат вперед, принимают и.п., выполняют тенкай, далее продолжают выполнять тест с начала. Испытуемые выполняют 20 перекатов.
Результат – время выполнения 20 перекатов маэ-укэми от команды можно до принятия испытуемым и.п.
Общие указания и замечания: После команды «Можно» испытуемые в обязательном порядке должны понизить стойку, после каждого переката фиксировать и.п.
- Качественная оценка исполнения техники переката маэ-укэми.
Оборудование: татами.
Процедура тестирования: испытуемые встают в шеренгу (не более 4 человек за один заход) и принимают и.п. (основную стойку – камае). Когда испытуемые приготовились, следует команда «Можно», после которой учащиеся выполняют перекат вперед, принимают и.п., выполняют тенкай, далее продолжают выполнять тест с начала. Испытуемые выполняют 20 перекатов. Оценивается: координация, амплитуда, темп и ритм движений в соответствии с требованиями и критериями «Правил квалификационных тестов». «Отлично» – без ошибок. «Хорошо» – незначительные ошибки. «Удовлетворительно» – значительные ошибки.
Результат – оценка выполнения 20 перекатов маэ-укэми от команды можно до принятия испытуемым и.п.
Общие указания и замечания: После команды «Можно» испытуемые в обязательном порядке должны понизить стойку, коснуться ладонью татами. Перекат выполняется проходя основные точки: ладонь-плечо-плечо-бедро, при выполнении каждого переката обязательно выполнение отхлопа ладонью свободной руки, в процессе выполнения переката подбородок плотно прижат к груди, после каждого переката в обязательном порядке необходимо показать основную стойку, взгляд направлен вперед.
- Выполнение технического действия ириминагэ, количество повторов 20 раз, определяется время выполнения;
Оборудование: секундомер, татами.
Процедура тестирования: испытуемые встают в пары (не более 3 пар за один заход) и принимают исходное положение, далее и.п., (основную стойку «камае», вид атаки авасете). Когда испытуемые приготовились, следует команда «Можно», после которой тори выполняют техническое действие ириминагэ, уке выполняют укеми, выполняет тенкай, оба партнера занимают и.п., далее продолжают выполнять тест с начала. Испытуемые выполняют 20 повторов.
Результат – время выполнения 20 повторов технического действия ириминагэ от команды можно до окончания 20-о броска, определяемого по времени отхлопа уке при выполнении укеми.
Общие указания и замечания: Испытуемые в обязательном порядке должны соблюдать соответствие стилю, следить за осанкой.
- Качественная оценка технического действия ириминагэ.
Оборудование: татами.
Процедура тестирования: испытуемые встают в пары (не более 3 пар за один заход) и принимают исходное положение, далее и.п., (основную стойку «камае», вид атаки авасете). Когда испытуемые приготовились, следует команда «Можно», после которой тори выполняют техническое действие ириминагэ, уке выполняют укеми, выполняет тенкай, оба партнера занимают и.п., далее продолжают выполнять тест с начала. Испытуемые выполняют 20 повторов. Оценивается: соответствие стилю, стабильность, настрой, осанка при выполнении движения в соответствии с приложением 6. «Отлично» – выполнение технических действий в объеме программы и без ошибок. «Хорошо» – неполный объем технических действий с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» – неполный объем технических действий со значительными ошибками.
Результат – оценка выполнения 20 повторов технического действия ириминагэ от команды можно до окончания 20-о броска, определяемого по времени отхлопа уке при выполнении укеми.
Общие указания и замечания: Испытуемые в обязательном порядке должны соблюдать соответствие стилю, следить за осанкой. При выполнении технического действия тори в обязательном порядке необходимо показать все изученные опорные точки при выполнении данного технического действия. Метод опорных точек описан в приложении 7.
На основании этих четырех параметров будет выявляться влияние длительности занятия, оценка влияния включения дополнительных подготовительных упражнений и усложнение программы за счет добавления дополнительных технических действий на уровень специальной физической подготовки.
В исследовании принимали участие практически здоровые школьники, не имеющие отклонений в состоянии здоровья.
Известно, что любая активизация двигательной деятельности приводит к повышению уровня развития физических качеств. Поэтому эффективность методики можно объективно оценить лишь при сравнении показателей экспериментальной группы с другой, контрольной.
После проведения контрольных испытаний мы сравнили результаты в тестировании учащихся экспериментальной и контрольной групп.
Обработка результатов исследования методами математической статистики. С целью количественного анализа педагогических явлений полученные результаты обрабатывались методом математической статистики [12, 17, 43]. Рассчитывались следующие показатели: среднее арифметическое (), среднее квадратичное отклонение (σ), ошибка среднего арифметического (m). Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента.
Средняя арифметическая величина выборки характеризует средний уровень значений изучаемой случайной величины в наблюдавшихся случаях и вычисляется путем деления суммы отдельных величин исследуемого признака на общее число наблюдений:
, (1)
где – значение конкретного показателя,
∑ – знак суммирования,
n – число показателей (случаев).
Однако, одно только среднее арифметическое не дает возможности глубоко анализировать сущность того или иного явления и их взаимные различия.
При анализе статистической совокупности одним из важных показателей является расположение значений элементов совокупности вокруг среднего значения (варьирование). Для характеристики варьирования рассчитываем среднее квадратическое отклонение, которое отражает степень отклонения результатов от среднего значения, выражается в тех же единицах измерения, вычисляется по формуле:
, (2)
где ∑ – сумма разности между каждым показателем и средней арифметической величиной (сумма квадратов отклонений);
n – объем выборки (число измерений или испытуемых.
Необходимо подчеркнуть, что чем сильнее варьирует признак, тем больше величина этого показателя, и, наоборот, чем слабее он варьирует, тем меньшее среднее квадратическое отклонение, тем плотнее результаты около средней, что может говорить о ровности результатов группы или одинаковой подготовленности спортсменов [43].
Как правило, выборочные характеристики не совпадают по абсолютной величине с соответствующими генеральными параметрами, поскольку, какой бы репрезентативной ни была выборка, ее объем меньше генеральной совокупности. Величина отклонения выборочной средней от ее генерального параметра называется статистической стандартной ошибкой среднего арифметического или ошибкой репрезентативности. Эта ошибка указывает на величину различия между средними арифметическими – генеральной и выборочной совокупностями. Стандартная ошибка средней арифметической величины определяется по формуле:
, (3)
где σ – среднее квадратическое отклонение выборочной совокупности;
n – объем выборки (число измерений или испытуемых).
В большинстве исследований по спорту могут решаться задачи на выявление эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Решение подобных задач осуществляется путем проведения сравнительного эксперимента с выделением различных групп, результаты которых в теории статистики принято называть независимыми (несвязанными) [17].
В практике спорта в таких случаях наиболее востребованным является t-критерий Стъюдента, определяемый по формуле:
, (4)
где |–| – разность между средними арифметическими сравниваемых групп, рассматриваемая без учета знака (т.е. всегда со знаком плюс);
m1, m2 – ошибки средних (репрезентативности) сравниваемых групп.
Определенный по формуле (4) критерий подлежит сравнению с некоторым критическим (стандартным) значением (), который находится по специальной таблице Стъюдента для заданного уровня значимости p и числа степеней свободы (k). Если в результате сравнения t, найденного по формуле (4), и окажется, что ≥ , то разность между сравниваемыми выборочными показателями называется достоверной. Если ≤ , то разность между выборочными показателями называется недостоверной, наблюдаемые различия можно рассматривать как случайные. В этом случае можно предположить не только несущественность различия между совокупностями, но и неправильный подбор выборки, в частности ее недостаточную численность [43].
Результаты, определяющие достоверность оценки разности средних значений результатов в тестовых испытаниях в экспериментальной и контрольной группах, отражены в приложении 2, в таблице 13.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)