Приложения

Приложение 1

Результаты, определяющие достоверность оценки разности средних значений результатов в тестовых испытаниях в экспериментальной и контрольной группах

Таблица 12 – Показатели специальной подготовленности контрольной группы до проведения эксперимента

Тесты
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
1 75 5 98 4
2 71 5 100 5
3 63 4 80 5
4 50 4 78 4
5 63 4 76 4
6 71 5 97 5
7 57 4 71 3
8 57 5 71 4
9 43 4 81 4
10 80 5 115 5
11 67 5 96 4

 

Таблица 13 – Показатели специальной подготовленности контрольной группы после проведения эксперимента

Тесты
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
1 67 5 88 5
2 61 5 90 5
3 53 5 70 5
4 46 5 67 5
5 53 5 75 5
6 62 5 87 5
7 57 5 66 5
8 57 5 69 5
9 43 5 67 5
10 70 5 93 5
11 57 5 86 5

 

Таблица 14 – Показатели специальной подготовленности экспериментальной группы до проведения эксперимента

Тесты
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
1 80 5 102 4
2 67 5 80 5
3 57 4 78 4
4 60 5 97 4
5 52 4 94 5
6 63 4 87 4
7 75 4 91 5
8 52 4 67 3
9 80 5 110 4
10 63 5 89 4
11 55 4 77 4

 

 

 

Таблица 15 – Показатели специальной подготовленности экспериментальной группы после проведения эксперимента

Тесты
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
1 59 5 74 5
2 57 5 64 5
3 51 5 67 5
4 50 5 76 5
5 49 5 70 5
6 48 5 75 5
7 42 5 68 5
8 43 5 60 5
9 58 5 81 5
10 46 5 68 5
11 49 5 70 5

 

Таблица 16 – Средние показатели специальной подготовленности детей контрольной группы после проведения эксперимента

Тесты
Мае-укеми, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
56,92 5 78 5
σ 65,96 115,4
m 20,86 36,49

 

Таблица 17 – Средние показатели специальной подготовленности детей экспериментальной группы после проведения эксперимента

Тесты
Мае-укеми, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
50,18 5 70,27 5
σ 32,96 35,02
m 10,42 11,07

 

Таблица 18 – Достоверность различия средних (независимых) значений по t-критерию Стьюдента

Тесты
Мае-укеми, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
t 2,24 2,089
k 20
2,086

 


Приложение 2

Словарь терминов

Татами – циновки, маты для тренировки; обобщенно – пространство додзё, отведенное для тренировки.

Сэйдза – «официальная» поза (на коленях, сидя на пятках).

Ханми – базовая стойка в айкидо: ноги слегка согнуты; руки перед собой; впереди та же рука, что и нога; тело расположено вполоборота по направлению к атаке.

Маай – дистанция между партнерами.

Тори (нагэ) – партнер, проводящий прием; бросающий.

Укэ – партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент.

Перемещения:

Тэнкан – разворот на 180 градусов с шагом назад (без смены стойки).

Ирими-тэнкан – переменный шаг вперед, разворот на 180 градусов с шагом назад (со сменой стойки).

Сикко – техника передвижения на коленях.

Цуги-аси – приставной шаг (без смены стойки).

Аюми-аси – переменный шаг (со сменой стойки).

Кокю-хо – перемещение вперед-назад с сохранением стойки с одновременным подъемом и опусканием рук.

Усиро-хантэн-укэми – перекат на спину с возвращением в исходное положение.

Усиро-кайтэн-укэми – полный перекат назад с выходом в стойку.

Маэ-укэми – особая форма переката вперед (через плечо).

Виды атак:

Авасэтэ – позиция, при которой руки партнеров скрещены на уровне высоты плеч и соприкасаются в области запястий.

Коса-дори – захват одной рукой за запястье одноименной руки партнера.

Рётэ-дори – захват двумя руками за запястья двух рук партнера.

Техники:

Иккё – 1-й контроль, вывод из равновесия партнера вращением предплечья, с переводом в положение «лежа на животе» и удержанием руки партнера прижатием к татами в районе локтя и кисти.

Ирими-нагэ – бросок на встречном движении, удерживая шею партнера.

Сихо-нагэ – бросок загибом руки за голову (бросок в четырех направлениях).

Котэ-гаэси – Бросок поворотом запястья наружу в сторону большого пальца.

Кокю-хо – бросок с использованием «силы дыхания».

 


Приложение 3

УСЛОВИЯ ДОПУСКА К АТТЕСТАЦИИ

(для детей).

КЮ/ДАН

Условия   допуска к аттестации (цвет пояса)

Минимальныйвозраст
7 КЮ Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 8 Кю.(оранжевый) 9 лет
6 КЮ Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 7 Кю.(зелёный) 10 лет
5 КЮ Не ранее, чем через 9 месяцев после получения 6 Кю.(зелёный) 11 лет

 


Приложение 4

АТТЕСТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

(Дети).

7 КЮ (с 9 лет).

Техника Атака Позиция
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси ТВ
Цуги-аси ТВ
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Маэ-укэми ТВ
Усиро-хантэн-укэми ТВ
Осаэ – вадза
Иккё Авасэттэ СВ ТВ
Косадори СВ ТВ
Нагэ – вадза
Ириминагэ Авасэттэ ТВ
Кокю-хо Рётэдори СВ

6 КЮ (с 10 лет).

Техника Атака Позиция
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси ТВ
Цуги-аси ТВ
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Маэ-укэми ТВ
Усиро-хантэн-укэми ТВ
Усиро-кайтэн-укэми ТВ
Осаэ – вадза
Иккё Авасэттэ СВ ТВ
Косадори СВ ТВ
Нагэ – вадза
Ириминагэ Авасэттэ ТВ
Косадори ТВ
Котэгаэси Авасэттэ ТВ
Сихонагэ Косадори ТВ
Кататэдори ТВ
Кокю-хо Рётэдори СВ

 

5 КЮ (с 11 лет)

Техника Атака Позиция
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси ТВ
Цуги-аси ТВ
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Маэ-укэми ТВ
Усиро-хантэн-укэми ТВ
Усиро укеми ТВ
Усиро-кайтэн-укэми ТВ
Осаэ – вадза
Иккё Авасэттэ СВ ТВ
Косадори СВ ТВ
Кататедори СВ ТВ
Никке Шоменучи СВ ТВ
Нагэ – вадза
Ириминагэ Шоменучи ТВ
Косадори ТВ
Котэгаэси Кататэдори ТВ
Сихонагэ Косадори ТВ
Кататэдори ТВ
Кокю-хо Кататэдори СВ
Кокю-хо Рётэдори СВ

 

 

 

Приложение 5

Требования к выполнению технических действий и критерии их оценки.

8 – 5 Кю

Требования Критерии
Знание терминологии. КАМАЭ:Позиция (Осанка), способствующая нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и сохранению равновесия в процессе выполнения технического действия.КИХОН/ТАЙСАБАКИ (НАПРАВЛЕНИЕ):Наилучший вектор движения, при котором техническое действие имеет   максимальный эффект.

ДЗАНСИН:

Корректное отношение к партнёру.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

ПРОТОКОЛ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ТУРА.

Аттестуемый __________________________   Дата рождения _____________________   Инструктор____________________________

Экзаменатор ____________________________ Дата экзамена_________________________   Экзаменационный балл__________________

7 КЮ (с 9 лет)

Техника Атака Позиция 20 повторений(время) Соответсвие стилю Стабильность Настрой Амплитуда Осанка Суммабаллов
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси ТВ
Цуги-аси ТВ
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Усиро-хантэн-укэми ТВ
Мае-укеми ТВ
Осаэ — вадза
Иккё Авасэттэ ТВ
Иккё Авасэттэ СВ
Иккё Косадори ТВ
Иккё Косадори СВ
Наге-вадза
Ириминагэ Авасэттэ ТВ
Кокю-хо Рётэдори СВ
Сумма баллов

Оценка производится по 10 бальной системе с учетом десятых.

Оцениваются пункты: соответствие стиля, стабильность, настрой, амплитуда, осанка. Зачет времени 20 повторений производится по позиции «мае-укеми». (минимальный балл для получения положительного решения по экзамену – 6). Формула расчета экзаменационного балла: ЭБ = Сумма баллов / 58.

 

ПРОТОКОЛ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ТУРА.

Аттестуемый _________________________   Дата рождения _________________________   Инструктор____________________________

Экзаменатор ____________________________ Дата экзамена_________________________   Экзаменационный балл__________________

6 КЮ (с 10 лет)

Техника Атака Позиция 20 повторений(время) Соответсвие стилю Стабильность Настрой Амплитуда Осанка Суммабаллов
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси ТВ
Цуги-аси ТВ
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Усиро-хантэн-укэми ТВ
Усиро-кайтэн-укэми ТВ
Мае-укеми ТВ
Осаэ — вадза
Иккё Косадори ТВ
Иккё Косадори СВ
Наге-вадза
Ириминагэ Авасэттэ ТВ
Ириминагэ Косадори ТВ
Котэгаэси Авасэттэ ТВ
Сихонагэ Косадори ТВ
Кататэдори ТВ
Кокю-хо Рётэдори СВ
Сумма баллов

Оценка производится по 10 бальной системе с учетом десятых.

Оцениваются пункты: соответствие стиля, стабильность, настрой, амплитуда, осанка.Зачет времени 20 повторений производится по позиции «мае-укеми». (минимальный балл для получения положительного решения по экзамену –6).Формула расчета экзаменационного балла: ЭБ = Сумма баллов / 73.

 

ПРОТОКОЛ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ТУРА.

Аттестуемый _________________________   Дата рождения _________________________   Инструктор____________________________

Экзаменатор ____________________________ Дата экзамена_________________________   Экзаменационный балл__________________

5 КЮ (с 11 лет)

Техника Атака Позиция 20 повторений(время) Соответсвие стилю Стабильность Настрой Амплитуда Осанка Суммабаллов
Кихон – доса (Тай-сабаки)
Аюми-аси ТВ
Цуги-аси ТВ
Тэнкан ТВ
Ирими-тэнкан ТВ
Сикко СВ
Укэми – вадза
Усиро-хантэн-укэми ТВ
Усиро-кайтэн-укэми ТВ
Мае-укеми ТВ
Осаэ — вадза
Иккё Косадори ТВ
Иккё Косадори СВ
Иккё Кататедори ТВ
Иккё Кататедори СВ
Никкё Кататедори ТВ
Никкё Кататедори СВ
Наге-вадза
Ириминагэ Авасэттэ ТВ
Ириминагэ Косадори ТВ
Котэгаэси Авасэттэ ТВ
Сихонагэ Косадори ТВ
Кататэдори ТВ
Кокю-хо Рётэдори СВ
Сумма баллов

Оценка производится по 10 бальной системе с учетом десятых.

Оцениваются пункты: соответствие стиля, стабильность, настрой, амплитуда, осанка. Зачет времени 20 повторений производится по позиции «мае-укеми».

(минимальный балл для получения положительного решения по экзамену – 6). Формула расчета экзаменационного балла: ЭБ = Сумма баллов / 73.

 

 

Приложение 7

Метод основных опорных точек

Качество процесса обучения во многом определяется, зависит, связано со знаниями отправных теоретических положений из области физиологии, биомеханики, педагогики и других отраслей науки.

При первых попытках выполнить новое действие в коре головного мозга возбуждаются не только те нервные центры, которые необходимы для осуществления действия, но и другие, связанные с мышцами-антагонистами. Эта совокупность ответных реакций не позволяет качественно выполнить действие – оно не точное, может сопровождаться травмами и т.д. При неоднократном повторении действия постепенно происходит концентрация нервных процессов возбуждения и торможения, исключаются ненужные движения, т.е. улучшается координация, устраняются излишние мышечные напряжения, появляется свобода и слитность в движениях. И, наконец, при многократном повторении действия наступает стабилизация динамического стереотипа, когда в коре головного мозга возникает четкая система последовательности протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Двигательное действие выполняется стабильно на достаточно высоком уровне[6, 15, 58].

Реализация любого действия включает в себя три части: ориентировочную, исполнительную и контрольно- корректировочную. Ориентировочная часть включает в себя те знания и представления, которые человек должен иметь о двигательном действии, являющемся объектом обучения.

Все три части свойственны всем трем этапам обучения. Однако их качество, содержательная сторона претерпевают значительные изменения по мере перехода от первоначального ознакомления, первых попыток выполнить отдельные элементы и т.д. до углубленного детализированного разучивания и, в конечном итоге, поиска вариантов индивидуально-совершенного исполнения действия.

В самом общем виде последовательность обучения при формировании ориентировочной части можно представить следующим образом:

1. Формирование у обучаемого учебной мотивации, побуждение к сознательному усвоению действия.

2. Формирование у обучаемого самых общих представлений, знаний о сущности двигательного действия.

3. Формирование у обучаемого представлений по каждой основной опорной точке.

Важно отметить, что первоначальные объяснения техники не должны быть пространными – только о самых главных моментах, в общих чертах. Обратить внимание ученика на те элементы, операции, от которых зависит успешность выполнения. Те элементы или части двигательного действия, которые определяют успешность выполнения и требуют при обучении повышенной концентрации внимания ученика, называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющая целостное действие, а также смысловая основа его представляют собой ориентировочную основу действия. Полноценной ориентировочной основой действия считается та, которая состоит из необходимого и достаточного числа основных опорных точек.

Полное представление действия включает в себя следующие компоненты:

1)     зрительный образ действия;

2)     смысловой (логический) образ изучаемого действия;

3)     двигательный образ (двигательный опыт и ощущения при выполнении подводящих упражнений).

Мотивация и знания составляют основу формирования ориентировочной части. В то же время уровень знаний в значительной степени пополняется при формировании мышечно-двигательного образа действия.

И здесь ориентировочная часть приобретает отдельные черты исполнительной части: выполняются подводящие упражнения, элементы, частные операции в упрощенном виде и т.п. В свою очередь, исполнительная часть неотделима от контрольно-корректировочной части, т.е. процесс движения сопоставляется с программой действия и оценивается продвижение к цели. Наряду с педагогическим контролем важная роль отводится самоконтролю движения по двигательным ощущениям, т.е. внешняя форма должна подтверждаться соответствующей работой мышц. Отсюда опорные точки должны быть сформулированы на языке двигательной деятельности: надо сказать ученику, на чем сконцентрировать внимание и что он должен почувствовать при правильном выполнении тех или иных операций.

Процесс обучения включает последовательное прохождение стадий предумения, собственно умения и навыка, каждой из которых соответствует свой этап обучения [33].

Техники айкидо, представляют собой, достаточно простые движения, которые легко поддаются делению на ООТ, и доступны к освоению с возраста 4,5-5 лет. Рассмотрим пример применения теории ООТ при изучении движения ирими-тэнкан.

Ориентировочная основа действия – умение ученика выполнять движение с соблюдением принципиальных основ (своевременность, точность, сохранение равновесия, пространственной ориентации).

Логический проект действия – четкое осознание целесообразности выполняемых движений, контроль начальной и конечной фаз.

Предлагается следующий набор ООТ (рассматривается только работа ног):

1)     и.п. – хидари-ханми (основная стойка, принятая в айкидо – левосторонняя);

2)     шагнуть вперед правой ногой и принять противоположную ханми (миги-ханми);

3)     развернуться на 180, не сходя с места;

4)     после разворота шагнуть правой ногой назад и встать в и.п. – хидари-ханми.

Для формирования у обучаемых полного представления по каждой ООТ используем следующие компоненты:

а)     создание зрительного образа (базируется на широком применении метода наблюдений);

б)     создание смыслового (логического) образа изучаемого действия (базируется на основе использования словесного воздействия);

в)     создание двигательного образа (базируется на двигательном опыте /метод ассоциаций между решаемой двигательной задачей и уже имеющемся двигательном опытом: сравнение, сопоставление/, основе ощущений при выполнении подводящих упражнений, первых попыток выполнить отдельные элементы или в отдельных случаях действие в целом. При этом происходит реальное «прочувствование» движений).

Продолжительность процесса обучения связана со степенью сложности усваиваемого действия, двигательной одаренности обучаемого, совершенством методики обучения и готовностью ученика к обучению, Последняя предполагает наличие соответствующего уровня физической и психической подготовленности, а также двигательного опыта, как основы положительного переноса.

Указанные факторы являются желательными и необходимыми предпосылками эффективности процесса обучения.

 

Приложение 8

Основные достижения и награды в рамках проекта
«Айкидо в школе»

Статистика участия учеников школы №5 «Обыкновенное Чудо» во Всероссийских Юношеских Играх Боевых Искусств:

2008 год – Ерошкин Владислав, Мишуева Дарья – 1 место; Утина Юлия -2 место.

2009 год – Ерошкин Владислав – 1 место.

2010 год – Шабалин Руслан – 1 место, Терехова Анна – 2 место.

2012 год – Погарский Григорий – 2 место. Сборная команда Республики Марий Эл – 3 место.

2013 год — Погарский Григорий – 1 место. Хрулев Павел — 2 место. Сборная команда Республики Марий Эл – 3 место.

Премия «Надежда России» Общероссийского Союза Общественных Объединений Российский Союз Боевых Искусств вручена Ерошкину Владиславу.

Премия «Торнадо» Общероссийского Союза Общественных Объединений Национальный Совет Айкидо России в 2007 году в номинации «За поддержку развития айкидо в России» вручена Мамаеву Сергею Михайловичу, Председателю попечительского совета МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-Олы.

Премия «Торнадо» Общероссийского Союза Общественных Объединений Национальный Совет Айкидо России в 2008 году в номинации «Лучшая детская школа айкидо в России» вручена МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо» г.Йошкар-Олы

Премия «Торнадо» Общероссийского Союза Общественных Объединений Национальный Совет Айкидо России в 2008 году в номинации «Лучшая аттестация на степень дан» вручена Ерошкину Владиславу

Премия «Торнадо» Общероссийского Союза Общественных Объединений Национальный Совет Айкидо России в 2010 году Чуфистов Александр Викторович награждён в номинации «Лучший детский тренер».

                            <=назад                                    |=содержание=|


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий