Техники Айкидо представляют собой достаточно сложно координированные действия, состоящие из простых движений выполняемых в различных пространственных плоскостях при постоянном движении. Процесс обучения техникам Айкидо есть ничто иное, как процесс обучения двигательным действиям со всем его закономерностями и аспектами. Как неоднократно отмечено в данной работе, обучение Айкидо – это часть физического воспитания. Специфика физического воспитания заключается в том, что это « процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей» (Л.П.Матвеев,1991). В физическом воспитании задачи обучения в широком понимании неотделимы от формирования физических и психических способностей, без которых невозможно эффективное решение двигательной задачи.
Общая структура процесса обучения представляет собой неразрывное единство и взаимосвязь стадий и этапов обучения двигательным действиям.
Стадии обучения – предумение, умение, навык.
Этапы обучения – начальное разучивание, углубленное разучивание, результирующая отработка (закрепление) и дальнейшее совершенствование. Каждой стадии и этапу обучения соответствуют свои цели. Как показывает практика, этапы и стадии не имеют четких границ и плавно перетекают друг в друга. Годовой план, рассматриваемый в работе, предусматривает стадии предумение и умение, так как он подразумевает наличие у учеников группы определенного опыта занятий.
Набор движений, применяемый в техниках Айкидо ,не так велик и может быть сведен к простым элементам: шаг, подшаг, разворот, подъем и опускание одной или двух рук. Сложение этих элементов в «мозаику» технического действия и дает безграничную гамму техник. Реализация любого действия включает в себя три части: ориентировочную, исполнительную и контрольно — корректировочную. В свою очередь ориентировочная часть включает в себя программу действий, то есть, те знания и представления, которые человек должен иметь о двигательном действии, являющемся объектом обучения. Предлагаемый годовой план содержит в себе и элементную базу, и техническую базу изучаемого предмета. Наличие в плане контрольных занятий позволяет решать корректировочные задачи. Принцип управления тренером формирования ориентировочной части является основным в предлагаемом плане, так как этот принцип дает наиболее эффективный результат. Формирование ориентировочной части процесс постоянный и требуется на всех этапах обучения, в связи с тем, что меняется содержательная сторона и качество выполнения отдельных элементов. Современная российская наука дает следующие рекомендации при работе по этому принципу:
1.Формирование у обучаемого учебной мотивации.
2.Предоставить обучаемому самые общие представления, знания о сущности двигательного действия,
3.Формирование у обучаемого представлений по каждой основной опорной точке.
Данные рекомендации являются этапами действий преподавателя и дают ключ к методике организации учебного процесса.
Создание у обучаемого общих представлений — это ориентировочная основа действий, а программа ее реализации – это основные опорные точки, те элементы или части двигательного действия, которые определяют успешность выполнения и требуют при обучении повышенной концентрации внимания ученика.
Общая структура процесса обучения представляет собой неразрывное единство и взаимосвязь стадий и этапов обучения двигательным действиям.
Стадии обучения – предумение, умение, навык.

Этапы обучения – начальное разучивание, углубленное разучивание, результирующая отработка (закрепление) и дальнейшее совершенствование. Каждой стадии и этапу обучения соответствуют свои цели. Как показывает практика, этапы и стадии не имеют четких границ и плавно перетекают друг в друга. Годовой план, рассматриваемый в работе, предусматривает стадии предумение и умение, так как он подразумевает наличие у учеников группы определенного опыта занятий.
Набор движений, применяемый в техниках Айкидо ,не так велик и может быть сведен к простым элементам: шаг, подшаг, разворот, подъем и опускание одной или двух рук. Сложение этих элементов в «мозаику» технического действия и дает безграничную гамму техник. Реализация любого действия включает в себя три части: ориентировочную, исполнительную и контрольно — корректировочную. В свою очередь ориентировочная часть включает в себя программу действий, то есть, те знания и представления, которые человек должен иметь о двигательном действии, являющемся объектом обучения. Предлагаемый годовой план содержит в себе и элементную базу, и техническую базу изучаемого предмета. Наличие в плане контрольных занятий позволяет решать корректировочные задачи. Принцип управления тренером формирования ориентировочной части является основным в предлагаемом плане, так как этот принцип дает наиболее эффективный результат. Формирование ориентировочной части процесс постоянный и требуется на всех этапах обучения, в связи с тем, что меняется содержательная сторона и качество выполнения отдельных элементов. Современная российская наука дает следующие рекомендации при работе по этому принципу:
1.Формирование у обучаемого учебной мотивации.
2.Предоставить обучаемому самые общие представления, знания о сущности двигательного действия,
3.Формирование у обучаемого представлений по каждой основной опорной точке.
Данные рекомендации являются этапами действий преподавателя и дают ключ к методике организации учебного процесса.
Создание у обучаемого общих представлений — это ориентировочная основа действий, а программа ее реализации – это основные опорные точки, те элементы или части двигательного действия, которые определяют успешность выполнения и требуют при обучении повышенной концентрации внимания ученика.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)