напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды. Координация и ловкость определяют также меткость, чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях и др.Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать (т.е. точно, быстро, рационально) и управлять движениями, известными в настоящее время под термином «координационные способности», не вызывают сомнений у специалистов. Вместе с тем вопросы формирования комплекса «координационные способности» еще недостаточно разработаны и представляют существенную трудность для учителей физической культуры и тренеров.Объясняется это несколькими причинами. В научной и методической литературе координационные способности обозначают разными терминами и понятиями, а это мешает созданию у учителя целостного представления о системе такого рода способностей и путях их развития.
Большой фактический материал, накопленный по этой проблеме в нашей стране и за рубежом, представлен в различных публикациях [24, 38, 58], которые не систематизированы, мало известны и не внедрены в практику работы преподавателей физической культуры.
Статистика утверждает, что в общей массе детского населения есть от 2 до 5% способных детей. Следовательно, этих детей нужно найти по индивидуальным отличиям при помощи тестирования. Таким образом, с одной стороны, встает проблема разработки сенситивных тестовых методик, а с другой стороны следует разрабатывать методики, направленные на формирование и акцентированное (компенсирующее) развитие отдельных координационных качеств [18].
Решение проблемы разработки методики развития координационных качеств школьников обусловлено внедрением в учебный процесс японского айкидо, которое занимает особое место в семействе дальневосточных боевых искусств.
Несмотря на всестороннее влияние занятий восточными единоборствами на организм человека, так и не решено противоречие между необходимостью внедрения занятий айкидо в школьную программу по физической культуре и относительно малой разработанностью методик по развитию координационных способностей детей посредством занятий айкидо.
Решение данной проблемы определило тему исследования: «Развитие координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо».
Цель исследования: Развитие координационных способностей детей школьного возраста.
Объект исследования: Процесс развития двигательных способностей человека.
Предмет исследования: Развитие координационных способностей детей посредством занятий айкидо.
Гипотеза исследования: Предполагается, что занятия айкидо будут способствовать более эффективному развитию координационных способностей детей 8-10 лет.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по исследуемой проблеме.
- Разработать методику занятий айкидо для детей 8-10 лет.
- Определить эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
а) анализ научно-методической литературы;
б) контрольные испытания (тестирование);
в) педагогический эксперимент;
г) математико-статистические методы.
Организация исследования: С учетом решаемых задач исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе изучались и анализировались материалы отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития координационных способностей детей; определялась проблема и тема исследования; формулировались цель и задачи; выделялись объект и предмет исследования; формулировались основные положения рабочей гипотезы; определялись методы исследования; осуществлялся подбор тестов; разрабатывалась методика развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо.
На втором этапе исследования были проведены педагогические исследования по применению разработанной методики развития координационных способностей детей 8-10 лет посредством занятий айкидо. В исследованиях приняли участие 20 учеников начальных классов спортивной секции по Айкидо средней школы №5 «Обыкновенное чудо» и ученики средней школы №28 г. Йошкар-Олы.
На третьем этапе подводились итоги педагогического исследования и оформлялись результаты.
Теоретическая значимость работы: Результаты проведенных исследований дополняют базу данных по развитию координационных способностей детей 8-10 лет.
Практическая значимость работы: Результаты исследования могут быть использованы педагогами физического воспитания в условиях общеобразовательной школы, а также тренерами спортивных школ и секций.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Текст работы изложен на 116 страницах, из них 13 – приложения. Работа иллюстрирована 14 таблицами, 3 рисунками, в списке использованных источников приводится 70 работ.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Методика проведения тренировок по айкидо с детьми 9-11 лет. Автор: Иванова Л. С.
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)