Элементная база ( набор основных базовых движений ) в Айкидо включает в себя следующие движения:
— тенкан, подшаг + разворот на 180 градусов с сохранением первоначальной позиции, право- или левосторонней,
— ирими-тенкан, подшаг впередистоящей ногой + длинный шаг сзади стоящей ногой + разворот на 180 градусов с сохранением позиции после длинного шага,
— кокю-хо, движение вперед-назад с сохранением первоначальной позиции + подъем и опускание рук, выполняется в право- и лево сторонней позиции,
— сикхо(шикхо), перемещение на коленях,
— укеми, перекаты вперед ,назад.
Данный перечень достаточен для рассматриваемого годового плана.
Рассмотрим движение тенкан с позиции теории ООТ.
Ориентировочная основа действия – умение ученика выполнять движение с соблюдением принципиальных основ ( своевременность, точность, сохранение баланса, равновесия, пространственной ориентации).
Логический проект действия – четкое осознание целесообразности выполняемых движений, контроль начальной и конечной фаз.
Предлагаемый набор ООТ ( следует отметить, что на данном этапе, обучаемым предлагается освоить работу ног и мы сознательно не акцентируем внимание на работу рук):
— ханми ( принятая в Айкидо стойка, право или левосторонняя),
— перемещение вперед с сохранением первоначальной позиции ( подшаг ),
— разворот кнаружи пятки впереди стоящей ноги с последующим разворотом тела на 180 градусов и переходом в ханми с сохранением позиции ног после предыдущего движения,
— переход в первоначальную позицию за счет переноса назад впередистоящей ноги .
Для формирования у обучаемых полного представления по каждой ООТ используем следующие компоненты:
— создание зрительного образа , базируется на широком применении метода наблюдений,
— создание смыслового (логического) образа изучаемого действия, базируется на основе использования словесного воздействия,
— создание двигательного образа, базируется на двигательном опыте (метод ассоциаций между решаемой двигательной задачей и уже имеющемся двигательном опытом: сравнение, сопоставление), основе ощущуний при выполнении подводящих упражнений, первых попыток выполнить отдельные элементы или в отдельных случаях действие в целом. При этом происходит реальное «прочувствование» движений.
Продолжительность процесса обучения связана со степенью сложности усваиваемого действия, двигательной одаренности обучаемого, совершенством методики обучения и готовностью ученика к обучению, Последняя предполагает наличие соответствующего уровня физической и психической подготовленности, а также двигательного опыта как основы положительного переноса.
Указанные факторы являются желательными и необходимыми предпосылками эффективности процесса обучения.
— тенкан, подшаг + разворот на 180 градусов с сохранением первоначальной позиции, право- или левосторонней,
— ирими-тенкан, подшаг впередистоящей ногой + длинный шаг сзади стоящей ногой + разворот на 180 градусов с сохранением позиции после длинного шага,
— кокю-хо, движение вперед-назад с сохранением первоначальной позиции + подъем и опускание рук, выполняется в право- и лево сторонней позиции,
— сикхо(шикхо), перемещение на коленях,
— укеми, перекаты вперед ,назад.
Данный перечень достаточен для рассматриваемого годового плана.
Рассмотрим движение тенкан с позиции теории ООТ.
Ориентировочная основа действия – умение ученика выполнять движение с соблюдением принципиальных основ ( своевременность, точность, сохранение баланса, равновесия, пространственной ориентации).
Логический проект действия – четкое осознание целесообразности выполняемых движений, контроль начальной и конечной фаз.
Предлагаемый набор ООТ ( следует отметить, что на данном этапе, обучаемым предлагается освоить работу ног и мы сознательно не акцентируем внимание на работу рук):
— ханми ( принятая в Айкидо стойка, право или левосторонняя),
— перемещение вперед с сохранением первоначальной позиции ( подшаг ),
— разворот кнаружи пятки впереди стоящей ноги с последующим разворотом тела на 180 градусов и переходом в ханми с сохранением позиции ног после предыдущего движения,
— переход в первоначальную позицию за счет переноса назад впередистоящей ноги .
Для формирования у обучаемых полного представления по каждой ООТ используем следующие компоненты:
— создание зрительного образа , базируется на широком применении метода наблюдений,
— создание смыслового (логического) образа изучаемого действия, базируется на основе использования словесного воздействия,
— создание двигательного образа, базируется на двигательном опыте (метод ассоциаций между решаемой двигательной задачей и уже имеющемся двигательном опытом: сравнение, сопоставление), основе ощущуний при выполнении подводящих упражнений, первых попыток выполнить отдельные элементы или в отдельных случаях действие в целом. При этом происходит реальное «прочувствование» движений.
Продолжительность процесса обучения связана со степенью сложности усваиваемого действия, двигательной одаренности обучаемого, совершенством методики обучения и готовностью ученика к обучению, Последняя предполагает наличие соответствующего уровня физической и психической подготовленности, а также двигательного опыта как основы положительного переноса.
Указанные факторы являются желательными и необходимыми предпосылками эффективности процесса обучения.
а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:
- Методическое пособие по Айкидо для детей. Автор: Чуфистов А.В
- Теоретические аспекты развития координационных способностей детей. Автор: Агафонов А.А
- Совершенствование программы дополнительного образования по айкидо для мальчиков 9-11 лет. Автор: Бастраков И. А.
- Отличие Айкидо от других видов боевых искусств
- Интервью.Александр Викторович Чуфистов
- Айкидо, искусство достижения гармонии в программе «Ничего личного» с Марией Митьшевой
- Айкидо — это путь… Тренер и «морж» о борьбе со стрессами
- Программа по айкидо (ФГОС внеурочная деятельность)