1. Дополнительное образование мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей и подростков в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области боевых искусств, в частности айкидо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по данному виду к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, учебная программа по айкидо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования, и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования.
2. При разработке экспериментальной программы по айкидо для детей 9-11 лет необходимо учитывать физиологические особенности детей этого возраста. Так особое внимание для этого возраста необходимо уделить развитию скоростно-силовых качеств, координационных возможностей и развитию равновесия. Поскольку рассматриваемый период младше школьного возраста является сенситивным для развития данных физических качеств. Но не стоит так же забывать про развитие таких важных качеств как быстрота и гибкость, на развитии выносливости можно сильно не акцентировать внимание на данном этапе развития детей.
3. Функция дыхания у детей младшего школьного возраста остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. На занятиях Айкидо при обучении детей строго согласовываются их дыхание с движениями тела посредством счета (дети принимают активное участие громко считая вместе с преподавателем количество повторений либо фазы упражнений) и проговаривания названий упражнений (на японском языке) при выполнении упражнений.
4. Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений. Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой. Выполнение упражнений как на правую сторону, так и на левую, позволяет скорректировать различия в развитии правой и левой стороны туловища, максимально снижаяайкидо

дифференциацию в развитии. На занятиях айкидо дети выступают как в качестве выполняющего, так и в качестве ассистента, это приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает искривление позвоночника и способствуют формированию полноценной осанки у детей.
5. Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества. На занятиях Айкидо используется наглядный метод обучения, который является основным в этом возрасте. Показ движений прост по своему содержанию, четко акцентируются нужные части и основные элементы движений, восприятие закрепляется с помощью слова.
6. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Для формирования и воспитания волевых качеств в конце каждого года дети проходят аттестацию, по результатам которой ребенку присваивается определенная квалификация – кю, соответствующая определенному цвету пояса. Желание успешно пройти аттестацию воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
7. Черты характера младшего школьника неустойчивы. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с особенностями дошкольного воспитания. Выполнение определенного ритуала перед занятием и после занятия, акцентирование на уважительное отношение к партнеру во время занятия позволяет дисциплинировать, организовать детей и постепенно сглаживают отрицательные черты характера, воспитывая в детях организованность, дисциплинированность, уважительное отношение не только к тренеру-преподавателю, к старшим, но и к ровесникам, бережное отношение к своим вещам и спортинвентарю; дети становятся более общительными, контактными.[22]
8. Обозначена важность дополнительного образования детей в системе современного основного (базового) образования, значение занятий айкидо как средства гармоничного развития личности ребенка, определены физиологические особенности целевого возраста, которые необходимо учесть при разработке экспериментальной программы. Необходимо провести исследования по фактическому подтверждению эффективности (целесообразности) разрабатываемой экспериментальной программы по специальной физической подготовленности по айкидо для детей 9-11 лет.
Во второй главе представим методы исследования, непосредственно программу по специальной физической подготовке и результаты применения данной программы, а также оценку её эффективности.

<=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
Воспитание волевых качеств средствами айкидо