Эффективность применения разработанной методики по специальной физической подготовленности по айкидо для детей 9-11 лет оценивалась:

во-первых, по результатам статистического анализа среднегрупповых показателей специальной физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп по окончанию эксперимента, которые отражены в приложении 1 и таблицах 12-17;

во-вторых, по приросту среднегрупповых показателей в тестировании по двум двигательным заданиям, определяющих уровень специальной физической подготовленности, анализ которых представлен в таблицах 9 и 10.

В результате статистического сравнительного анализа среднегрупповых показателей оценок уровня специальной физической подготовленности детей 9-11 лет контрольных и экспериментальных групп в начале и по окончанию эксперимента выяснилась существенная разница в приросте данных показателей. Разница в приросте показателей экспериментальных и контрольных групп статистически достоверна на всех уровнях физической подготовленности ( ≥ , при p = 0,05). Результаты, определяющие достоверность оценки разности средних значений результатов в тестовых испытаниях в экспериментальной и контрольной группах представлены в приложении 1, в таблице 18.

Результаты исследований координационных способностей детей экспериментальной группы до и после педагогического эксперимента представлены в таблице 9 и наглядно отражены на рисунке 1.

Таблица 9 – Среднегрупповые показатели специальной физической подготовленности детей экспериментальной группы (n=11) до и после исследования

Этапы исследова-ния Тесты
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
До исслед. 64 4,45 88,36 4,18
После иссл. 50,18 5 70,27 5
Разница 13,82 0,55 18,09 0,82
Разница, % 22% 12% 20% 20%

 

Рисунок 1 – Гистограмма результатов в тестировании специальной физической подготовленности экспериментальной группы до и после исследованияметодики по специальной физической подготовки айкидо

Анализ показывает, что наблюдается рост результатов. Прирост результатов в тестировании специальной физической подготовленности экспериментальной группы составил 20 % и 22 %. Это означает, что предложенная методика специальной физической подготовленности по айкидо для детей 9-11 лет эффективна.

 

Результаты исследований координационных способностей детей контрольной группы до и после педагогического эксперимента представлены в таблице 10 и на рисунке 2.

Таблица 10 – Среднегрупповые показатели координационных способностей детей контрольной группы (n=10) до и после исследования

Этапы исследова-ния Тесты
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
До исслед. 63,3 4,54 87,55 4,27
После иссл. 56,92 5 78 5
Разница 6,38 0,46 9,55 0,73
Разница, % 10% 10% 11% 17%

 

Рисунок 2 – Гистограмма результатов в тестировании специальной физической подготовленности контрольной группы до и после исследования

Анализ показывает, что в контрольной группе также наблюдается рост результатов. Прирост результатов в специальной физической подготовленности контрольной группы составил 10 % и 11 %. Это объясняется что базовая программа так же является эффективной для развития специальной физической подготовленности, а также естественным возрастным развитием детей младшего школьного возраста и соответствующими изменениями морфофункциональных свойств организма.

На следующем этапе анализа мы определили эффективность прироста результатов тестирования специальной физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп до и после исследования. Полученные данные показаны в таблице 11и на рисунке 3.

Таблица 11 – Сравнительный анализ результатов прироста среднегрупповых показателей контрольной и экспериментальной групп, %

  Тесты
Мае-укеми 20 перекатов, время, сек. Оценка исполнения техники, балл Ириминаге время, сек Оценка исполнения техники, балл
ЭГ 22 12 20 20
КГ 10 10 11 17
Разница 12 2 9 3

 

Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов прироста среднегрупповых показателей экспериментальной и контрольной групп, %

Результаты сравнительного, статистического анализа данных диагностического и контрольного тестирования выявили различия в приросте среднегрупповых показателей результатов тестирования детей контрольной и экспериментальной групп, определяющих уровень специальной физической подготовленности.

Эффективность применения разработанной методики экспериментального исследования специальной физической подготовленности по айкидо детей 9-11 лет оценивалась по приросту результатов в тесте – мае-укеми. Выявлены достоверные различия прироста результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, которые отражены на рисунке 3.

В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 22 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель специальной физической подготовленности составил 10 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей равна 12 % в пользу ЭГ.

Такие итоги по этому тесту вполне объяснимы. В айкидо большое внимание уделяется страховочным действиям, т.е. перекатам в различных направлениях: вперед, назад, в стороны. Обучение страховке (укэми) – это обучение защите вашего тела от травм; вы должны постоянно быть гибкими и готовыми к страховке. Вы должны быть готовы к падению из любого положения, причем, в любой, самый неожиданный, момент [40].

На начальном этапе изучения базовой техники айкидо, ученики большую часть времени уделяют изучению различных видов страховки. Добавление, помимо базовых, подготовительных упражнений, обучающих детей управлять своим телом во время выполнения укеми привело к увеличению скорости выполнения страховки, что и было продемонстрировано представителями ЭГ при выполнении теста мае-укеми.

Анализ эффективности прироста результатов проверки детей ЭГ и КГ при определении специальной физической подготовленности в тесте – ириминаге показан на рисунке 3.

В ЭГ прирост среднегруппового показателя составил 20 %. В контрольной группе среднегрупповой показатель специальной физической подготовленности составил 11 %. Разница в приростах среднегрупповых показателей равна 9 % в пользу ЭГ.

Полученный результат можно объяснить тем, что в экспериментальную программу включены дополнительные подготовительные упражнения и включены дополнительные технические действия. Таким образом можно сказать, что разнообразие двигательных действий способствует общему развитию физических качеств детей. Поскольку разные технические действия в айкидо, по сути, основаны на одних и тех же естественных движениях тела, то многообразие технических действий может способствовать общему техническому росту учеников, что и было показано результатами исследования.

Рассматривая полученные результаты по оценке специальной физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп, в процессе эксперимента, можно заметить существенный рост результатов тестирования детей в экспериментальной группе и менее выраженный рост результатов в контрольной группе. Это хорошо видно при сравнении среднегрупповых показателей специальной физической подготовленностив таблицах 9 и 10, а также на рисунках 1 и 2.

Изучение полученных данных показало, что представленные количественные параметры можно охарактеризовать следующим образом. Согласно данным таблицы 11 и рисунка 3, результаты экспериментальной группы выше, чем контрольной по всем проведенным тестовым испытаниям.

Результаты основного педагогического эксперимента позволили установить, что:

а) предлагаемая методика занятий айкидо для детей 9-11 лет обеспечивает достоверный прирост среднегрупповых показателей по отдельным двигательным тестам в экспериментальной группе по сравнению с контрольной;

б) программа занятий по общепринятой схеме в контрольной группе также обеспечивает прирост показателей по результатам тестирования в развитии специальной физической подготовленности;

<=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
методики по специальной физической подготовки айкидо