Приложение 1

Нормы для оценки показателей координационных способностей

Таблица 5 – Нормы для оценки показателей КС в акробатических     упражнениях (три кувырка вперед), с [34]

Возр.лет Пол Результат
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
10 М 7,4 и выше 7,3 – 6,6 6,5 – 4,9 4,8 – 4,1 4,0 и ниже

 

 

Таблица 6 – Нормы для оценки способности к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений (прыжки в длину с места с минималь­ным увеличением их длины),количество движений [34]

Возр.лет Пол Результат
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
10 М 2 — 3 4 — 5 6 — 7 8 — 9 10 и больше

 

 

Таблица 7 – Нормы для оценки быстроты реакции, см [34]

Возр.лет Пол Результат
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
10 М 32 и больше 31 — 29 28 – 26 25 – 23 22 и меньше

 

 

Таблица 8 – Нормы для оценки максимального темпа движений [56]

Возр.лет Пол Результат
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
10 М 142 141-134 133-127 126-119 118 и больше

Приложение 2

Результаты, определяющие достоверность оценки разности средних значений результатов в тестовых испытаниях в экспериментальной и контрольной группах

 

Таблица 9 – Показатели координационных способностей экспериментальной группы после исследования

Тесты
3 кувырка Прыжки в длину Быстрота реакции Равновесие Темп движений Согласован.движений
1 5,6 7 18 29 110 10,5
2 5,0 8 25 21 118 10,0
3 6,8 5 16 22 122 8,8
4 4,1 7 22 18 120 8,0
5 3,9 11 23 31 122 8,5
6 6,2 10 28 14 145 8,2
7 5,0 10 12 10 130 9,8
8 5,8 7 19 26 116 6,8
9 4,0 12 6 36 108 6,6
10 4,5 6 20 16 110 7,6
5,09 8,3 18,9 22,3 120,1 8,48
σ 0,99 2,14 6,42 8,18 11,04 1,32
m 0,33 0,71 2,14 2,73 3,68 0,44

 

 

Таблица 10 – Среднегрупповые показатели координационных способностей детей экспериментальной группы (n=10) после исследования

Тесты
3 кувырка Прыжки в длину Быстрота реакции Равновесие Темп движений Согласован.Движений
5,09 8,3 18,9 22,3 120,1 8,48
σ 0,99 2,14 6,42 8,18 11,04 1,32
m 0,33 0,71 2,14 2,73 3,68 0,44

 

 

 

Таблица 11 – Показатели координационных способностей контрольной группы после исследования

Тесты
3 кувырка Прыжки в длину Быстрота реакции Равновесие Темп движений Согласован.движений
1 5,2 6 28 11 138 9,3
2 6,8 6 30 21 152 12,0
3 5,8 5 24 19 116 9,0
4 7,0 4 40 10 124 12,2
5 6,4 9 32 18 148 8,0
6 7,9 4 29 20 144 13,6
7 7,4 7 18 9 150 9,6
8 4,8 8 27 13 122 9,5
9 5,9 4 38 22 132 11,0
10 6,5 6 26 11 142 8,4
6,37 5,9 29,2 15,4 136,8 10,26
σ 0,97 1,73 6,43 5,06 12,69 1,84
m 0,32 0,58 2,14 1,69 4,23 0,61

 

 

Таблица 12 – Среднегрупповые показатели координационных способностей детей контрольной группы (n=10) после исследования

Тесты
3 кувырка Прыжки в длину Быстрота реакции Равновесие Темп движений Согласован.движений
6,37 5,9 29,2 15,4 136,8 10,26
σ 0,97 1,73 6,43 5,06 12,69 1,84
m 0,32 0,58 2,14 1,69 4,23 0,61

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13 – Достоверность различия средних (независимых) значений по  t-критерию Стьюдента

Тесты
3 кувырка Прыжки в длину Быстрота реакции Равновесие Темп движений Согласован. движений
t 2,79 2,24 3,4 2,15 2,98 2,45
k 18
2,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Словарь терминов

 

Татами – циновки, маты для тренировки; обобщенно – пространство додзё, отведенное для тренировки.

Сэйдза – «официальная» поза (на коленях, сидя на пятках).

Ханми – базовая стойка в айкидо: ноги слегка согнуты; руки перед собой; впереди та же рука, что и нога; тело расположено вполоборота по направлению к атаке.

Маай – дистанция между партнерами.

Тори (нагэ) – партнер, проводящий прием; бросающий.

Укэ – партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент.

 

Перемещения:

Тэнкан – разворот на 180 градусов с шагом назад (без смены стойки).

Ирими-тэнкан – переменный шаг вперед, разворот на 180 градусов с шагом назад (со сменой стойки).

Сикко – техника передвижения на коленях.

Цуги-аси – приставной шаг (без смены стойки).

Аюми-аси – переменный шаг (со сменой стойки).

Кокю-хо – перемещение вперед-назад с сохранением стойки с одновременным подъемом и опусканием рук.

Усиро-хантэн-укэми – перекат на спину с возвращением в исходное положение.

Усиро-кайтэн-укэми – полный перекат назад с выходом в стойку.

Маэ-укэми – особая форма переката вперед (через плечо).

 

Виды атак:

Авасэтэ – позиция, при которой руки партнеров скрещены на уровне высоты плеч и соприкасаются в области запястий.

Коса-дори – захват одной рукой  за запястье одноименной руки партнера.

Рётэ-дори – захват двумя руками за запястья двух рук партнера.

 

Техники:

Иккё – 1-й контроль, вывод из равновесия партнера вращением предплечья, с переводом в положение «лежа на животе» и удержанием руки партнера прижатием к татами в районе локтя и кисти.

Ирими-нагэ – бросок на встречном движении, удерживая шею партнера.

Сихо-нагэ – бросок загибом руки за голову (бросок в четырех направлениях).

Котэ-гаэси – Бросок поворотом запястья наружу в сторону большого пальца.

Кокю-хо – бросок с использованием  «силы дыхания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Метод основных опорных точек

 

Качество процесса обучения во многом определяется, зависит, связано со знаниями отправных теоретических положений из области физиологии, биомеханики, педагогики и других отраслей науки.

При первых попытках выполнить новое действие в коре головного мозга возбуждаются не только те нервные центры, которые необходимы для осуществления действия, но и другие, связанные с мышцами-антагонистами. Эта совокупность ответных реакций не позволяет качественно выполнить действие – оно не точное, может сопровождаться травмами и т.д. При неоднократном повторении действия постепенно происходит концентрация нервных процессов возбуждения и торможения, исключаются ненужные движения, т.е. улучшается координация, устраняются излишние мышечные напряжения, появляется свобода и слитность в движениях. И, наконец, при многократном повторении действия наступает стабилизация динамического стереотипа, когда в коре головного мозга возникает четкая система последовательности протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Двигательное действие выполняется стабильно на достаточно высоком уровне.

Реализация любого действия включает в себя три части: ориентировочную, исполнительную и контрольно- корректировочную. Ориентировочная часть включает в себя те знания и представления, которые человек должен иметь о двигательном действии, являющемся объектом обучения.

Все три части свойственны всем трем этапам обучения. Однако их качество, содержательная сторона претерпевают значительные изменения по мере перехода от первоначального ознакомления, первых попыток выполнить отдельные элементы и т.д. до углубленного детализированного разучивания и, в конечном итоге, поиска вариантов индивидуально-совершенного исполнения действия.

В самом общем виде последовательность обучения при формировании ориентировочной части можно представить следующим образом:

1. Формирование у обучаемого учебной мотивации, побуждение к сознательному усвоению действия.

2. Формирование у обучаемого самых общих представлений, знаний о сущности двигательного действия.

3. Формирование у обучаемого представлений по каждой основной опорной точке.

Важно отметить, что первоначальные объяснения техники не должны быть пространными – только о самых главных моментах, в общих чертах. Обратить внимание ученика на те элементы, операции, от которых зависит успешность выполнения. Те элементы или части двигательного действия, которые определяют успешность выполнения и требуют при обучении повышенной концентрации внимания ученика, называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющая целостное действие, а также смысловая основа его представляют собой ориентировочную основу действия. Полноценной ориентировочной основой действия считается та, которая состоит из необходимого и достаточного числа основных опорных точек.

Полное представление действия включает в себя следующие компоненты:

1)         зрительный образ действия;

2)         смысловой (логический) образ изучаемого действия;

3)         двигательный образ (двигательный опыт и ощущения при выполнении подводящих упражнений).

Мотивация и знания составляют основу формирования ориентировочной части. В то же время уровень знаний в значительной степени пополняется при формировании мышечно-двигательного образа действия.

И здесь ориентировочная часть приобретает отдельные черты исполнительной части: выполняются подводящие упражнения, элементы, частные операции в упрощенном виде и т.п. В свою очередь, исполнительная часть неотделима от контрольно-корректировочной части, т.е. процесс движения сопоставляется с программой действия и оценивается продвижение к цели. Наряду с педагогическим контролем важная роль отводится самоконтролю движения по двигательным ощущениям, т.е. внешняя форма должна подтверждаться соответствующей работой мышц. Отсюда опорные точки должны быть сформулированы на языке двигательной деятельности: надо сказать ученику, на чем сконцентрировать внимание и что он должен почувствовать при правильном выполнении тех или иных операций.

Процесс обучения включает последовательное прохождение стадий предумения, собственно умения и навыка, каждой из которых соответствует свой этап обучения [33].

Техники айкидо, представляют собой, достаточно простые движения, которые легко поддаются делению на ООТ, и доступны к освоению с возраста 4,5-5 лет. Рассмотрим пример применения теории ООТ при изучении движения ирими-тэнкан.

Ориентировочная основа действия – умение ученика выполнять движение с соблюдением принципиальных основ (своевременность, точность, сохранение равновесия, пространственной ориентации).

Логический проект действия – четкое осознание целесообразности выполняемых движений, контроль начальной и конечной фаз.

Предлагается следующий набор ООТ (рассматривается только работа ног):

1)         и.п. – хидари-ханми (основная стойка, принятая в айкидо – левосторонняя);

2)         шагнуть вперед правой ногой и принять противоположную ханми (миги-ханми);

3)         развернуться на 180, не сходя с места;

4)         после разворота шагнуть правой ногой назад и встать в и.п. – хидари-ханми.

Для формирования у обучаемых полного представления по каждой ООТ используем следующие компоненты:

а)     создание зрительного образа (базируется на широком применении метода наблюдений);

б)     создание смыслового (логического) образа изучаемого действия (базируется на основе использования словесного воздействия);

в)     создание двигательного образа (базируется на двигательном опыте /метод ассоциаций между решаемой двигательной задачей и уже имеющемся двигательном опытом: сравнение, сопоставление/, основе ощущений при выполнении подводящих упражнений, первых попыток выполнить отдельные элементы или в отдельных случаях действие в целом. При этом происходит реальное «прочувствование» движений).

Продолжительность процесса обучения связана со степенью сложности усваиваемого действия, двигательной одаренности обучаемого, совершенством методики обучения и готовностью ученика к обучению, Последняя предполагает наличие соответствующего уровня физической и психической подготовленности, а также двигательного опыта, как основы положительного переноса.

Указанные факторы являются желательными и необходимыми предпосылками эффективности процесса обучения.

 

 

 

 

 

Приложение 5

Примерный рабочий план-график распределения учебного материала для учащихся 3 класса на год

 

Таблица 14 – Примерный рабочий план-график распределения учебного материала для учащихся 3 класса на год

урока Дата Тема Кол-вочасов Примечания
1 2 3 4 5
1 четверть
1 03.09.10 Тай-сабаки 1
2 04.09 Укэми-вадза 1
3 10.09 Тай-сабаки 1
4 11.09 Укэми-вадза 1
5 17.09 Иккё авасэтэ ТВ 1
6 18.09 Иккё авасэтэ ТВ 1
7 24.09 Ирими-нагэ авасэтэ ТВ 1
8 25.09 Ирими-нагэ авасэтэ ТВ 1
9 01.10 Cихо-нагэ коса-дори ТВ 1
10 02.10 Сихо-нагэ коса-дори ТВ 1
11 08.10 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
12 09.10 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
13 15.10 Тай-сабаки 1
14 16.10 Укэми- вадза 1
15 22.10 Контрольное занятие 1
16 23.10 Контрольное занятие 1
17 29.10 Тай-сабаки 1
2 четверть
18 12.11.10 Тай-сабаки 1
19 13.11 Укэми-вадза 1
20 19.11 Иккё авасэтэ ТВ 1
21 20.11 Иккё авасэтэ ТВ 1
22 26.11 Ирими-нагэ авасэтэ ТВ 1
23 27.11 Ирими-нагэ коса-дори ТВ 1
24 03.12 Cихо-нагэ коса-дори ТВ 1
25 04.12 Сихо-нагэ коса-дори ТВ 1
26 10.12 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
27 11.12 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
28 17.12 Контрольное занятие 1
29 18.12 Контрольное занятие 1
30 24.12 Тай-сабаки 1
31 25.12 Укэми- вадза 1
3 четверть
32 14.01.11 Тай-сабаки 1
33 15.01 Укэми-вадза 1
Продолжение таблицы 14
1 2 3 4 5
34 21.01 Иккё авасэтэ ТВ 1
35 22.01 Иккё авасэтэ СВ 1
36 28.01 Ирими-нагэ авасэтэ ТВ 1
37 29.01 Ирими-нагэ коса-дори ТВ 1
38 04.02 Cихо-нагэ коса-дори ТВ 1
39 05.02 Сихо-нагэ коса-дори ТВ 1
40 11.02 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
41 12.02 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
42 18.02 Иккё коса-дори ТВ 1
43 19.02 Иккё коса-дори ТВ 1
44 25.02 Ирими-нагэ коса-дори ТВ 1
45 26.02 Ирими-нагэ коса-дори ТВ 1
46 04.03 Cихо-нагэ коса-дори ТВ 1
47 05.03 Сихо-нагэ коса-дори ТВ 1
48 11.03 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
49 12.03 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
50 18.03 Контрольное занятие 1
51 19.03 Контрольное занятие 1
52 25.03 Укэми-вадза 1
4 четверть
53 08.04.11 Тай-сабаки 1
54 09.04 Укэми-вадза 1
55 15.04 Иккё коса-дори ТВ, СВ 1
56 16.04 Иккё коса-дори ТВ, СВ 1
57 22.04 Ирими-нагэ коса-дори ТВ 1
58 23.04 Ирими-нагэ коса-дори ТВ 1
59 29.04 Cихо-нагэ коса-дори ТВ 1
60 30.04 Сихо-нагэ коса-дори ТВ 1
61 06.05 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
62 07.05 Кокю-хо рётэ-дори СВ 1
63 13.05 Иккё коса-дори ТВ, СВ 1
64 14.05 Иккё коса-дори ТВ, СВ 1
65 20.05 Контрольное занятие 1
66 21.05 Контрольное занятие 1
67 27.05 Тай-сабаки 1
68 28.05 Укэми-вадза 1
Итого часов 68

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 15 – Распределение часов на разделы учебной программы по айкидо для учащихся 3 класса

3 класс (8-9 лет)
Тема занятия

Количество часов

Тай-сабаки 9
Укэми-вадза 9
Иккё 12
Ирими-нагэ 10
Сихо-нагэ 10
Кокю-хо 10
Контрольные занятия 8
Итого часов 68

 

 

  <=назад                                    |=содержание=|


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
Приложения