основной принцип обученияК результату в соответствии с поставленной целью в процессе обучения могут привести только две деятельности: деятельность педагога и деятельность учащегося. Поэтому сущность процесса обучения заключается во взаимосвязанной деятельности педагога (обучающая деятельность) и учащегося (учебная деятельность), ведущей к результату в виде системы знаний, умений, навыков, а также к воспитанию и развитию личности учащегося. Совместная деятельность педагога и учащегося главный элемент любой педагогической системы.
Деятельность учащихся в учебном процессе направлена на учение, то есть приобретение знаний, умений, навыков, овладение основами наук, техники, культуры, выработку морально — мировозренческих позиций, подготовку полезной для общества деятельности. Объектом деятельности является содержание образования. Эта деятельность выражается во множестве разнообразных предметных действий, направленных на решение познавательных задач. Основой предметных действий учащихся является оперирование специальными и обобщенными умениями (способами познавательной деятельности).
Виды предметной деятельности учащихся разнообразны и к ним относятся: слушание, чтение, наблюдение, заметки во время изложения учебного материала, запоминание вопроса педагога и ответы на вопросы педагога, решение задач, эксперименты самоконтроль и другие.
Учебная деятельность осуществляется на различных уровнях: репродуктивном, поисковом, творческом ( исследовательском).
При репродуктивной деятельности полученные знания откладываются в памяти и воспроизводятся при необходимости в этом.
На уровне поисковой деятельности активно в нее включается сам учащийся, который путем проб и ошибок ведет поиск, оперируя известными ему способами деятельности, осуществляя поиск новых путей решения задач. Здесь опора на имеющиеся знания, известные способы деятельности является преобладающей с попыткой на их основе осуществить поиск. Это поиск новых для учащихся, субъективных знаний и способов деятельности.
При исследовательской деятельности осуществляется опора на всю систему знаний, умений навыков, но преобладающим является отыскание объективно новых знаний, новых способов познавательной деятельности. При этом могут быть найдены оригинальные пути решения проблем.
Педагогу может оказать большую помощь знание и учет общих характерных черт учения и развития учащихся на различных возрастных ступенях. Тенденции, которые отмечаются в связи с этим, следующие:
- рост познавательной активности и самостоятельности в овладении знаниями, умениями, навыками,
- возрастание познавательной самостоятельности учащихся, увеличение стремления к творческому подходу в познавательной деятельности,
- углубление мотивации учения, формирование познавательных интересов.
Познавательная деятельность учащихся подчиняется психологическим и физиологическим законам усвоения. И в связи с этим выделяются звенья процесса усвоения. К ним относятся с учетом педагогического подхода следующие:
- осознание цели,
- мотивация деятельности,
- восприятие,
- понимание,
- осмысливание,
- закрепление,
- выработка умений и навыков,
- применение умений и навыков,
- обобщение и систематизации знаний, умений, навыков,
- самоконтроль усвоения.
В соответствии с этими звеньями процесса усвоения педагог организует звенья учебного процесса. И в зависимости от этого он должен выполнить определенные виды обучающей деятельности, которые и составляют ее структуру.
Обучающая деятельность педагога представляет собой такую деятельность, которая направлена на формирование системы знаний, умений и навыков обучаемых, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Она состоит из разных видов. Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: планирование, организацию учебно- познавательной деятельности, предъявление информации, формирование умений, навыков, систематизацию и обобщение знаний, умений, навыков, стимулирование и мотивацию личности учащегося в учебной деятельности, педагогическое диагностирование, контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования, корректирование учебного процесса, анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны между собой.
Рассмотренные виды деятельности часто в педагогической практике применяются в сочетании. Эти сочетания бывают самыми различными. Наиболее эффективна обучающая деятельность педагогов в том случае, когда осуществляется определенная ориентация всех видов деятельности доминирующим видом. Это помогает осуществить ориентацию всех видов деятельности педагога и компонентов, включаемых в учебный процесс, в определенном направлении – на достижение необходимого результата. Важная особенность такого подхода заключается в том, что доминирующий вид усиливает, делает более целенаправленным другие виды обучающей деятельности педагога и в то же время усиливается и становится более эффективным сам за счет поддержки с их стороны. Кроме того, таким образом усиливаются взаимосвязи всех других видов через ориентацию познавательной деятельности учащихся.
Выше изложенное в полной мере отражает особенности обучения техникам и принципам Айкидо, без деятельности учащегося нет и предмета обучения. Только тогда, когда ученик начинает выполнять двигательные действия в соответствии со своими природными данными, возникает возможность для преподавателя организовать процесс обучения используя принцип индивидуального подхода.

<=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
основной принцип обучения