Восточные единоборства – это выверенная веками система физического воспитания, рассчитанная на занятия людей с детского до старческого возраста. Для младших школьников, помимо прочего, разработана система подготовки, ориентированная не на, скажем, айкидо в целом, а на отдельные его элементы.

Целесообразно ввести в школьную программу восточные единоборства в качестве системы физического воспитания. В 1975г. Министерством просвещения СССР была утверждена новая программа по физическому воспитанию для общеобразовательных школ нашей страны. Она предусматривала проведение уроков по классической борьбе (хотя и не восточное, но единоборство!). В VII и VIII классах борьбе отводилось по 8 уроков, в IX-X – по 10. К сожалению, даже такое мизерное количество уроков не во всех школах можно наблюдать сейчас.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны [53, 54].

Этим требованиям вполне удовлетворяют занятия различными единоборствами, и в частности айкидо. Сложность физических упражнений и технических приемов достигается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя дистанцию взаимодействия, комбинируя двигательные навыки, выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени, выполняя упражнения и технические действия в левую и правую стороны.

Содержательная сторона урока айкидо определяется программой для учреждений дополнительного образования по айкидо, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (68 часов в учебном году) [2].

Педагогическое построение урока определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работо способности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.

В содержание подготовительной части входят:

1)    начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока);

2)    различные варианты ходьбы, бега;

3)    общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении).

Наиболее широкую и доступную группу средств составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, которые будут решаться в основной части урока, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс включены доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.

Упражнения выполняются на счет одновременно с показом и объяснением преподавателя; Число упражнений в комплексе обычно не превышает 15 – 20.

При проведении общеразвивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния используем: хлопки руками; выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 10; выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения; выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.

При выполнении упражнений ставим перед учениками конкретное задание (например, во время поднимания ног из положения лежа на спине коснуться пальцами ног пола за головой). Для лучшего контроля за точностью выполнения движений применяем раздельный способ проведения общеразвивающих упражнений.

Чтобы успешного решить задачи подготовительной части урока выполняем следующие условия:

а)  в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показываем упражнения;

б)  кратко и точно называем показываемые упражнения;

в)  правильно, своевременно и достаточно громко подаем команды;

г)   помогаем учащимся зеркальным показом, осуществляем подсказки и подсчеты;

д)  добиваемся точного и синхронного выполнения упражнений;

е)   исправляем по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.

В содержание основной части урока входят:

1)  разучивание новых двигательных действий;

2)  закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков спортивного характера;

3)  развитие физических качеств;

4)  воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;

5)  формирование специальных знаний.

Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8-10 раз, а при закреплении уже изученного движения – в пределах 20-30 раз.

Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятельности. Для повышения эмоционального состояния учащихся и их заинтересованности включаем в урок айкидо подвижные игры, игровые задания и упражнения, т.к. использование игрового метода активизируют внимание.

Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.

Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.

В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражнений на уроке часто применяем соревновательный метод обучения, предусматривающий использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения.

Объектом соревновательной деятельности являются показатели качества выполнения элементов или целостных двигательных действий («кто правильнее?», «кто точнее?» и т.п.).

Для того чтобы занимающиеся могли освоить предлагаемый материал урока (выполнить соответствующие действия), преподаватель осуществляет множество действий: объясняет, показывает, наблюдает, анализирует, оценивает работу учащихся и т.д. Процесс освоения занимающимися учебного материала также строится через выполнение ими различных действий: восприятие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скорректированных действий, совершенствование действий и т.д.

Все действия педагога (и занимающихся) подчинены в итоге конкретному результату: научить (научиться) выполнять двигательные действия.

Большое значение при обучении двигательным действиям играют зрительное и слуховое восприятие изучаемого упражнения (наглядность). Использование наглядности зависит от этапа обучения. Как правило, на этапах ознакомления и начального разучивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, a на этапе совершенствования используется для исправления появившихся ошибок.

На уроках айкидо используем следующие средства наглядности:

1. Показ двигательного действия преподавателем. В основе обучения с помощью показа лежит подражание. При показе двигательных действий соблюдаем следующие требования [54]:

1)           показ всегда следует сочетать с методами использования слова, это позволяет избежать слепого копирования;

2)           содержание показа обязано, при всем прочем, соответствовать задачам обучения: а) первый показ, как правило, должен давать целостное представление о технике исполнения физического упражнения; б) в дальнейшем, когда необходимо обратить внимание учеников на отдельные движения и акцентированные усилия, в показе подчеркиваются именно эти моменты; в) для большей наглядности иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения, делают паузы;

3)           недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать;

4)           при показе преподаватель занимает положение, при котором ему удобно руководить всеми учащимися, а ученикам видеть упражнения в плоскости, наглядно отражающей структуру действия (например, стоя к учащимся в профиль, легче показать правильное сгибание ноги вперед);

5)           показы преподавателем «как не надо выполнять» допустимы в тех случаях, когда учащиеся способны критически относиться к выполняемым упражнениям, умеют анализировать свои движения и если такой показ сопровождается убедительным объяснением и не является передразниванием недостатков учащегося;

6)           зеркальные показы целесообразны при использовании лишь простых, преимущественно общеразвивающих упражнений. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит, как правило, к нарушению естественности, легкости исполнения.

2. Наглядные пособия(рисунки; кинограммы с изображением последовательности движений, составляющих действие; учебные видеофильмы и т.п.). Демонстрация наглядных пособий обладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание учащихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.

Для усвоения результатов наглядного восприятия полезны вопросы преподавателя и ответы учащихся.

На уроках айкидо обращаем большое внимание на освоение правильной техники естественных движений: сохранение правильного положения тела (постоянный контроль сохранения правильной стойки), анатомически и физиологически обоснованные положения тела, рук и ног в процессе выполнения приемов, атакующих и страховочных действий.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики занятий айкидо. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде единоборств.

На занятии применяем две группы таких средств:

a)      подводящие, способствующие освоению новых форм движений, применяемых в айкидо;

b)     развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в процессе совершенствования приемов в условиях применения различных видов атакующих воздействий, изменения динамических характеристик (временных, пространственных).

Выполнение сложных двигательных действий и разучивание новых упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Интенсивная практика техник способствует духовному росту. Духовный прогресс благоприятствует техническому совершенствованию.

Не следует забывать, что истинная передача знания происходит лишь при непосредственных отношениях между учителем и учеником и что нужно изо всех сил стараться не разрушить эту связь, и уважать ее дух. В случае массового обучения учитель или, в лучшем случае, несколько учителей имеют дело с большим количеством учеников. Поэтому инструктору крайне необходимо сосредоточить свое внимание на следующих моментах [53]:

Демонстрация, по мере возможности, должна быть ясной, точной и правильной. Она должна раскрывать ученикам основные моменты, а также вызывать желание все увиденное проделать на практике.

Пояснения должны задавать направление и метод работы, подчеркивать моменты, на которые нужно обратить особое внимание.

Имитация. Все обучение осуществляется через подражание. Сначала предлагаем ученикам безо всякого обсуждения попытаться, как можно точнее воспроизвести технику, показанную учителем.

Повторение позволит лучше усвоить объяснения, и, следовательно, постепенно можно будет развить скорость, силу и точность.

Анализ. Когда техника представляет собой определенную трудность, лучше всего разложить ее на несколько более простых движений.

Исправление. Отнюдь недостаточно исправить только внешнюю форму техники, необходимо еще осознать и устранить корни непонимания и ошибок. Выполняя техники, нужно обращать внимание на особенности дыхания, на постановку ног, движения и использование рук, изменение уровня бедер.

Наблюдение. Необходимо, чтобы ученик понял, насколько важно наблюдать за техниками учителя, техниками старших учеников и техниками менее продвинутых, чем он, учеников. Чтобы они успешно прогрессировали, их необходимо научить сравнивать свои собственные техники с техниками других. Если из-за травмы или из-за усталости кому-то нужно немного передохнуть, то и это время следует использовать с пользой для себя. Эти моменты наблюдения ничем не отличаются от физической практики, при этом соблюдается правильное отношение, сохраняется острота восприятия и ощущение усилия.

На занятиях айкидо используются следующие методы проведения тренировки:

1. Хитори-гейко – практика в одиночку, можно отрабатывать дыхательные упражнения в сочетании с движениями айкидо.

2. Иппан-гейко – обычная практика в додзё: инструктор предлагает какую-нибудь модель, а ученики воспроизводят ее.

3. Хикататэ-гейко – форма тренировки, когда ученики высокого уровня помогают ученикам более низкого уровня. Когда менее продвинутый ученик неэффективно и беспорядочно использует силу, более продвинутый ученик, не блокируя, нейтрализует действие этой силы и не падает. Этот метод направлен на то, чтобы доброжелательно исправлять ошибки и слабые стороны. Когда исполнение движения становится удовлетворительным, необходимо начать падать, но не жестко, а так, чтобы вы могли хорошенько растянуться и расслабиться во время работы, и вместе с тем получить удовольствие.

Если вы хорошо выполняете страховочные действия, то тем самым создаете условия для лучшего понимания техники и способствуете техническому росту своего партнера. Если вы работаете с менее продвинутым учеником, то ни в коем случае нельзя подавлять его своим превосходством в силе или знаниях, иначе вы рискуете убить в нем зачатки прогресса. Ученики – это наши зеркала. Все наши ошибки и слабые места будут отражаться в их движениях. Поэтому гораздо большее внимание следует уделять исправлению самих себя.

Младшие ученики должны просто следовать советам более старших, чтобы исправлять свои ошибки и становиться лучше.

4. Гокаку-гейко – эта форма практикуется между людьми равных технических и физических возможностей. Следует избегать обоюдной неприязни, развязности или систематической блокировки. При этом отрабатываются, прежде всего, малоизученные техники, сложные и представляющие проблемы при исполнении.

5. Какари-гейко – ученики одного уровня поочередно и непрерывно атакуют одного ученика, который повторяет отрабатываемую технику. Так как укэ многочисленны, то они устают меньше, что дает следующие преимущества: развитие силы воли; хорошее упражнение для развития зрительного восприятия; развитие чувств.

6. Котай-гейко – вид практики, когда при отработке техники ученики через определенное число повторений меняют партнеров.

7. Митори-гейко – наблюдение за занятием со стороны. Следует использовать свое вынужденное положение наблюдателя для того, чтобы постараться уловить то, что не удается уловить, когда вы вовлечены в процесс физически.

  1. Дзию-гейко – свободная практика: выбор темы для изучения, свободная работа и учеба.

При изучении упражнений и технических действий айкидо используются следующие основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их сложности. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

В практике айкидо технические действия сначала изучаются по элементам, используя фронтальный метод тренировки. Затем технические действия изучаются и совершенствуются используя:

1) Атакующие воздействия.

- Кататэ-дори – захват одной рукой за запястье руки партнера.

- Моротэ-дори – захват двумя руками за одну руку партнера.

- Рётэ-дори – захват двумя руками за обе руки партнера.

- Ката-дори – захват одной рукой за куртку на уровне плеча.

- Усиро-дори – захваты сзади.

- Сёмэн-учи – рубящий удар сверху в голову.

- Ёкомэн-учи – рубящий удар сбоку в голову.

- Цуки-вадза – прямые удары (кулаком).

2) Позиции тела, в которой встречается атака.

- Тачи-вадза – оба партнера стоят.

- Сувари-вадза – оба партнера сидят на коленях.

- Ханми-хандати-вадза – один партнер сидит, другой (атакующий) – стоит.

3) Направление, с которого приходит атака.

- Маэ – спереди.

- Усиро – сзади.

4) Число атакующих.

- Фтари-гакэ – приемы, исполняемые от одновременной атаки двух укэ.

- Таниндзу-гакэ – от атаки нескольких человек.

Краткий словарь терминов айкидо приведен в приложении 3.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым снизит эффективность тренировочных занятий.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Для преодоления координационной напряженности регулярно и систематически формируем у занимающихся установку на расслабление в нужные моменты (фактически расслабляющие моменты входят в структуру всех изучаемых движений); применяем на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп (этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.).

На занятиях айкидо с детьми используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой[56].

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяем стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. На занятиях, в основном, применяется метод строгой регламентации[35]. К нему относятся следующие разновидности методических приемов:

1)    строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

2)    изменение исходных и конечных положений (варьирование исходных положений: оба противника стоят в стойке; оба противника сидят в положении седа на пятках; один противник сидит, второй – стоит в стойке);

3)    «зеркальное» выполнение упражнений (в левую и правую сторону).

Эффективным является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Для повышения качества процесса обучения активно используем на занятиях метод обучения с использованием основных опорных точек. Описание метода дано в приложении 4.

Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения.

В единоборствах, в частности в айкидо, мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются «чувство дистанции», «чувство времени» и др.

Способность к точному выполнению движений развиваем, прежде всего, посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности. Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений без предметов [34].

Используем следующее методическое направление: совершенствование точности воспроизведения заданных (эталонных) параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники айкидо. Применяются задания с установкой: точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движений или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений.

Овладение искусством айкидо и, соответственно, развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к утрате приобретенных навыков и потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

В содержание заключительной части урока, как правило, входят:
методики занятий айкидо
4)    упражнения, способствующие снижению возбуждения (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа);

5)    упражнения на дыхание и расслабление мышц;

6)    упражнения, способствующие регулированию эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания и упражнения на внимание);

7)    мероприятия по подведению итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся.

Ниже представлен примерный план-конспект одного из уроков по айкидо.

 

 

Примерный план-конспект занятия по айкидо в 3 классе

 

Задачи урока:

  1. Обучение технике иккё (первый контроль), вариант омотэ (фронтальное исполнение).
  2. Развитие координации.
  3. Воспитание сознательного отношения к занятиям физическими упражнениями, дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала (обучающий).

Метод проведения: фронтальный, индивидуально-групповой.

Место проведения: зал айкидо.

Инвентарь: татами.

Время проведения: 9.30 – 10.10.

Таблица 8 – План-конспект занятия по айкидо

Частьурока Содержание Дозировка Организационно-методическиеуказания
1 2 3 4
1 Подготовительная 13 мин.  
1. Построение, ритуал. 2 мин. Проверка готовности класса к уроку.Ритуал проводится в соответствии с правилами поведения в зале.
2. Подготовительные упражнения:1) И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх.1-4. Круговое вращение туловищем в левую сторону.5-8. Круговое вращение туловищем в правую сторону.2) И.п. – то же. 10 мин.0.,5 мин.

 

 

 

0,5 мин.

Обратить внимание на осанку.Следить за точным движением рук и сохранением равновесия при выполнении упражнений.

 

Удерживать ноги прямыми.

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
1-4. Наклоны вперед, руками коснуться пола (выдох).5-8. Прогнуться (вдох).3) И.п. – широкая стойка ноги врозь.1-4. Правую руку вверх, наклоны влево.5-8. Левую руку вверх, наклоны вправо.

4) И.п. – то же.

Махи руками по кругу в обе стороны, поворачивая все тело (включая голову).

0,5 мин.

 

 

 

 

0,5 мин.

 

 

 

При наклоне верхней рукой тянуться в сторону наклона.

 

 

 

Обратить внимание на осанку

5) И.п. – глубокий выпад левой ногой вперед.Пяткой правой ноги коснуться пола – 8 р.Развернуться на 180 и пяткой левой ноги коснуться пола – 8 р.6) И.п. – широкая стойка ноги врозь.1-4. Приседания на левой ноге, руки на коленях.

5-8. Приседания на правой ноге, руки на коленях.

7) И.п. – ноги вместе, колени слега согнуты, руки на коленях.

1-4. Вращение коленей в левую сторону.

5-8. Вращение коленей в правую сторону.

8) И.п. – ноги вместе, руки на коленях.

0,5 мин.

 

0,5 мин

 

 

 

 

 

0,5 мин.

 

 

 

 

 

0,5 мин.

Обратить внимание на осанку, сохранение равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
1-4. Наклоны вперед.5-8. Глубокие приседания.9) И.п. – лечь на спину, ноги вытянуты вместе, руки вдоль туловища.1-8. Поднять ноги вверх и коснуться пальцами стоп пола за головой. Ноги прямые.10) И.п. – сед на полу, ноги прямые вместе.

1-8. Наклоны вперед.

0,5 мин.

 

 

 

0,5 мин.

 

 

 

 

 

 

Удерживать ноги прямыми, колени не сгибать.

 

11) И.п. – сед на полу, ноги врозь.8 наклонов к левой ноге.8 наклонов к правой ноге.8 наклонов вперед.12) И.п. – сед на полу, правая нога вытянута вперед, левая согнута в колене и лежит на правой ноге. Руками держать левую стопу.

8 вращательных движений стопой вперед.

8 вращательных движений стопой назад.

13) И.п. — сед на пятках.

Лечь на спину. Руки за головой.

14) И.п. – сед на пятках, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки.

8 вращений в лучезапястных суставах вперед.

0,5 мин.

0,5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5 мин.

 

0,5 мин.

 

 

 

 

Удерживать ноги прямыми, колени не сгибать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратить внимание на осанку.

 

 

 

 

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
8 вращений в лучезапястных суставах назад.15) И.п. – сед на пятках.1-4. Вращения руками в плечевых суставах вперед.5-8. Вращение руками в плечевых суставах назад.16) И.п. – то же.

Упражнения для гибкости суставов запястий:

0,5 мин.

 

 

1 мин.

 

 

 

 

По 8 раз на каждую руку.

 

- заламывание кисти вовнутрь (котэ-маваси-хо);- заламывание кисти наружу (котэ-гаэси-хо);- встряхивание кистями (тэкуби синдо).17) И.п. – то же.1-4. Наклоны головы вперед.

5-8. Наклоны головы назад.

18) И.п. – то же.

1-4. Наклоны головы влево.

5-8. Наклоны головы вправо.

19) И.п. – то же.

1-4. Повороты головы вправо.

5-8. Повороты головы влево.

 

 

0,5 мин.

 

 

0,5 мин.

 

 

0,5 мин.

 

 

Выполнять медленно, с полной амплитудой, не делать резких движений.

3. Перемещение на коленях (сикко) 1 мин. Ноги опираются на подушечки пальцев.Ступни находятся вместе и под ягодицами.Во время шага вперед колено выносится строго вперед.Следить за сохранением равновесия.

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
II Основная 19 мин.  
1.Движения корпуса (таи-сабаки).Поворот тэнкан (без смены стойки).И.п. – Левосторонняя стойка хидари ханми.Сделать левой ногой полшага вперед, развернуться на 180, сделать шаг назад правой ногой и снова встать в позицию хидари ханми. 3 мин. Следить за осанкой.Не «подпрыгивать».Следить за сохранением равновесия.
2. Техника самостраховки (укэми).Перекат на спину (усиро-хантэн- укэми) из положения стоя. 6 мин. Мягко садиться на татами.Перекат по круглой спине.Во время переката на спине голову прижимать к груди.
3. Техника иккё (первый контроль), вариант омотэ (фронтальное исполнение)И.п. – Партнеры стоят в позиции миги-ай-ханми, правые руки в положении авасэтэ.1. Тори делает шаг правой ногой вперед влево от укэ, правую руку поднимает вверх, левой рукой захватывает снизу правый локоть укэ.2. Тори делает левой ногой шаг вперед, опускает руки по дуге 10 мин. Следить за осанкой.Обращать внимание на чистоту исполнения, концентрацию внимания, безэмоциональность.Партнеры исполняют технику по 4 раза в каждую сторону, затем меняются активностью.

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
перед собой, спина прямая.3. Тори подставляет правую ногу к левой и мягко садится на колени.4. Продолжая давить на локоть, тори прижимает руку укэ к татами.5. И.п. (сменить стойки).
III Заключительная 8 мин.  
1. Упражнения на восстановление дыхания.И.п. – ноги вместе, руки внизу.1-4. Поднять руки вверх, встать на носки (вдох).5-8. Наклониться вперед, руки тянутся к полу, встряхивать пальцами (выдох). 5 мин. Обратить внимание на осанку, точное положение рук и ног.
2. Подведение итогов, ритуал. 3 мин. Разбор грубых ошибок.Ритуал проводится в соответствии с правилами поведения в зале.

 

Общая установка при занятиях айкидо должна исходить из следующих положений [48]:

1. В айкидо можно легко, одним ударом, лишить человека жизни, поэтому на тренировках следует выполнять указания инструктора и не вступать в силовое соперничество даже в шутку.

2. Айкидо – это путь, на котором через освоение одного элемента можно прийти к способности успешно справляться с множеством различных ситуаций и врагов. И тренироваться нужно с таким настроем, чтобы быть готовым к атаке не только спереди, но и сразу со всех сторон.

3. Тренироваться нужно всегда с удовольствием, весело.

4. Слова и указания инструктора могут дать лишь самое общее представление о предмете изучения, а реальное освоение техники айкидо во всех тонкостях начинается с собственных регулярных тренировок.

5. Регулярные ежедневные тренировки надо начинать, прежде всего, с упражнений по улучшению своего физического состояния, и свое функциональное состояние повышать постепенно, не допуская утомления. Больше того, следует создавать такую обстановку, чтобы человек любого возраста, даже пожилой, не мог получить физическую травму, чтобы шлифовка техники шла на фоне веселого, радостного повторения упражнений.

6. Айкидо ставит своей целью закалку и тела и души, воспитание человека с чистым сердцем. Секреты его мастерства должны передаваться от человека к человеку, при этом следует избегать как пустого раскрытия этого мастерства посторонним людям, так и его бесполезного применения на улице в целях хулиганства.

 <=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
Разработка методики занятий айкидо для детей 9-11 лет