Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности (КС), стали говорить ловкостьо системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Кратко рассмотрим понятие КС, основные критерии их оценки, виды и показатели этих способностей. Правильно осмыслить эти вопросы можно с позиции системного подхода и многоуровневой теории управления движениями, разработанной советским психофизиологом Н. А. Бернштейном.Н.А. Бернштейн [7] не пытается давать частных методических советов по поводу совершенствования отдельных (конкретных) проявлений ловкости. Он стремится, главным образом, очертить принципиальные пути воспитания этой комплексной способности, выделяя два основных подхода, связанных с двумя важнейшими сторонами рассматриваемого психофизиологического комплекса, то есть понятие управляемости, как ведущих, так и фоновых уровней, накопление фондов двигательных умений и адекватное их использование.Время свидетельствует о колоссальной жизнеустойчивости основных идей и концепций Н.А. Бернштейна, значение которых с годами не только не ослабевает, но, напротив, усиливается, получая все новые экспериментальные подтверждения своей правомерности. В полной мере это относится и к его основным взглядам на природу ловкости, многие из которых в свое время носили характер гипотез.В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координация движений – «организация управляемости двигательного аппарата» [7].

К. Meine[58] понимает ловкость как хорошую координацию движений и считает основными ее проявлениями пространственную точность движений и их ритмичность, способность повторять движения в заданной последовательности и с большой амплитудой, умение двигательно предвосхищать возникающие ситуации.

P. Hirtz [58] к числу основных признаков ловкости относит быстроту реакции на непредвиденные изменения ситуации, приспособляемость к необычным заданиям и изменяющимся условиям, целесообразность и точность управления движениями, способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности, умение сохранять равновесие в усложненных условиях, координационные способности, умение быстро преодолевать различные препятствия, согласованность мелких движений руками, ногами, головой («сноровка»). Позднее, уточняя свои представления о структуре ловкости, P. Hirtz предложил отказаться от понятия «ловкость» и заменить его понятием сенсомоторных координационных способностей. Немецкие авторы широко рассматривают систему двигательной деятельности человека. Начиная от социального развития, управления движениями и заканчивая моторным обучением и энергетикой движений.

Ю.М. Портнов [58] исследовал ловкость по коэффициенту координации, быстроте и точности двигательных действий, способности распределять и переключать внимание, устойчивости соматических вестибулярных реакций.

Z. Antonczuk[58] считает, что ловкость – черта моторики, при помощи которой возможны быстрые, точные и разнообразные перемещения тела в различных плоскостях. Он выделяет в ловкости динамическую и статическую координацию, силу сокращения и расслабления мышц, гибкость суставных связок, готовность зрительного анализатора.

Д. Харре [58] под ловкостью понимает способность овладевать сложными двигательными координациями, спортивными движениями и совершенствование их, целесообразно использовать двигательные навыки и умения и в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки быстро и рационально их перестраивать.

Н. Rieder[58] рассматривает ловкость как спонтанное поведение в новых и неожиданных ситуациях.

В своей работе Л. П. Матвеев [42] полагает, что условно ловкость включает в себя следующие компоненты:

1)          ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы («телесная ловкость»);

2)          ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки (например, бег и передвижение на лыжах по пересеченной местности, слалом, преодоление препятствий, лазание, перелезание и т.п.);

3)          ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся сопротивлением (перетягивания, борьба, бокс и т.п.);

4)          ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами (броски и ловля, перебрасывание, жонглирование, метание и т.п.); это так называемая «ручная» или «предметная» ловкость;

5)          ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников (садиться и вставать вдвоем, держась за руки; поднимать вдвоем или втроем партнера или какую-либо тяжесть, перепрыгивать вдвоем, втроем через препятствия, держась за руки и т.п.);

6)    ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим противодействием и взаимодействием участников.

Ряд авторов [18] дают следующее определение понятия КС – свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его современном исполнении.

По мнению М.А. Годика [15], ловкость характеризуется обучаемостью, быстротой освоения действий, движений, приемов и т.п. Высокий уровень развития ловкости предполагает, что спортсмен умеет выполнять координационно сложные движения; выполняет их точно; быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий; быстрей других осваивает новые движения.

Некоторые авторы [38] утверждают, что организация, программирование и управление любым двигательным действием происходят на разных этажах ЦНС по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие („фоновые») уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские, или моторные, стороны движений (двигательный состав). Сенсорные коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут  протекать бессознательно) обеспечивают двигательному действию устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех  звеньев участвующей кинематической цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.п. При осуществлении гимнастических, метательных движений,спортивно-игровых двигательных действий исполнители отличаются разными координационными возможностями как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под КС мы понимаем возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. При определении понятия КС принципиальным является вопрос: каковы критерии оценки этих способностей. Результаты многолетних  исследований позволяют сделать следующие обобщения.

Чтобы избежать возможных недоразумений, вначале уточним, что мы имеем в виду, говоря о критериях. Критерии – это основные признаки, на основании которых оцениваются КС. Иначе говоря, это измерители оценки уровня координационных возможностей и отдельных элементов, их составляющих [41].

Каковы же главные критерии оценки КС? В.И. Лях [33] при ответе на этот вопрос отталкивался от современных позиций физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики физических упражнений, раскрывающих особенности поведения сложных систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют категории оптимальности и целенаправленности.

В соответствии с этим главными критериями оценки КС он считает следующие четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость [34].

Рассмотрим признаки, отражающие КС, подробнее.

Правильностьвыполнения двигательных действий имеет две стороны: качественную, названную Н.А. Бернштейном [8] адекватностью, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную – точность движений. Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения. Здесь она является синонимом меткости. Обнаружен положительный перенос целевой точности, проявляемой в различных баллистических движе­ниях, имеющих установку на меткость.

В другой группе случаев целевая точность «принимает процессуальный характер» [8], обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию мышечных усилий, т.е. по ходу движений.

Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений; точность реакции на движущийся объект; целевую точность, или меткость.

Быстрота как критерий (признак) оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т.п. При этом уже давно экспериментально установлено, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, гимнастическим), в других случаях (например, при освоении спортивно-игровых двигательных действий) может быть в числе последних [24].

Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности – целесообразность движений, количественная – их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических или спортивно-игровых двигательных действий.

Практика показывает, что экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на его достижения [20, 24]. Показатели экономичности зависят не только от эффективности техники двигательных действий, но и от функциональных возможностей (МПК, ПАНО) спортсмена [24].

Находчивость, по мнению Н.А. Бернштейна [8], складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности (активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность – это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения.

Как показал соответствующий анализ литературы, стабильность техники в различных видах спорта зависит от взаимоотношения стабильности и вариативности элементов координации движений в подготовительной, основной и заключительных фазах. В видах спорта с относительно стандартной структурой (гимнастика, прыжки в воду и т. п.) стабильными должны быть все фазы техники совершаемого действия, а в видах спорта с вариативной структурой действий (спортивные игры, единоборства) стабильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариативности подготовительной. Например, при изучении вариативности и стабильности подготовительной и основной фаз броска в процессе технического совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квалификации спортсменов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска, основная фаза все более стабилизируется. Причем эта стабилизация прямо пропорциональна увеличению вариативности подготовительной фазы [20].

Итак, данные критерии оценки КС – обобщающие понятия, которые конкретизируются при определении соответствующих специальных и специфических КС.

В процессе управления и регуляции сложных в координационном отношении двигательных действий школьник (спортсмен) может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Например, если отвлечься от других критериев, то показателем оценки КС в общеразвивающих координационных упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений и положений рук, ног, туловища) является почти всегда правильность (адекватность, точность) выполнения этих движений. Ведущим признаком оценки КС, относящихся к группе баллистических движений с установкой на точность, будет меткость попадания и т.п.

Однако названные качественные и количественные критерии КС изолированно друг от друга встречаются крайне редко. Несравненно более распространены так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник (спортсмен) координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); точности, своевременности и скорости (при выполнении передач и других технических спортивно-игровых приемов); точности, быстроте и находчивости (в спортивных играх и единоборствах) и т.п. В качестве таких комплексных критериев оценки КС выступают показатели результативности выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, где есть спрос к КС человека [38].

Таким образом, сделанный нами анализ показывает, что все критерии оценки КС являются сложными и многозначными. Они специфично проявляются в реальных видах двигательной деятельности и в разном сочетании друг с другом. Все это надо учитывать как при выборе и разработке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе конкретных показателей, полученных в результате исследования.

Исследования позволили автору [38] выделить следующие виды КС: специальные, специфические и общие.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности. В этой связи различаются специальные КС:

1)           во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание, локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

2)           в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

3)           в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);

4)           в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

5)           в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

6)           в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

7)           в движениях прицеливания;

8)           в подражательных и копирующих движениях;

9)           в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);

10)      в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.).

В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовой деятельности и бытовым операциям.

В результате исследований выяснилось, что неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений, – причина появления специфических, или частных, КС, количество которых может быть бесконечным, как бесконечны различные виды предметно-практической и спортивной деятельности человека [48].

Установлено [25], что те, либо другие двигательные способности, включая координационные, обуславливаются не одним каким-то свойством нервной системы (силой, подвижностью, уравновешенностью и др.), а определяются сочетанием определенной комбинации этих свойств.

Пока лишь в абстрактном плане можно говорить об участии в управлении и регуляции сложно-координированных движений таких психических составляющих, как эмоционально-мотивационные (двигательная мотивация); ценностно-ориентационные (предпочтение определенным видам двигательной активности, например, единоборствам); установочные (установка на точность, быстроту, рациональность выполнения движений); волевые (смелость, решительность, выдержка, самообладание и др.). Не вызывает сомнения, что как и выше названные психофизиологические составляющие (перцептивные, интеллектуальные, сенсомоторные) они играют определенную роль в процессах управления движениями. Однако каково их конкретное влияние на качество процессов координации движений – это еще далеко не выясненные вопросы психофизиологии движений.

На основании вышеизложенного рассмотрим основные виды координационных способностей.

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений. Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал целым телом или его частью (рукой, ногой, туловищем). Способность к перестроению двигательных действий – это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям. Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации. Способность к  равновесию – сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером). Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.). Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Отсюда очевидно, что если в комплексной программе физического воспитания с 1-го по 11-й классы предусматривается развитие у учащихся двигательных качеств (способностей), названных в общем как координация и ловкость, то под этим следует понимать целенаправленный педагогический процесс развития конкретных специальных и специфических КС.

Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарными являются, скажем, КС, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными – в единоборствах и спортивных играх. Относительно элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений и более сложной – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.

Для чего необходимо развивать КС в процессе физического воспитания и спортивной тренировки? Экспериментальные исследования неопровержимо свидетельствуют, а практика подтверждает положение о том, что целенаправленное развитие и совершенствование КС с раннего возраста, включая дошкольный, приводит к тому, что дети испортсмены:

а)     значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями;

б)    на более высоком качественном уровне усваивают новые и легче перестраивают старые тренировочные программы;

в)     быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и дольше остаются в большом спорте;

г)     успешнее совершенствуют спортивную технику и тактику;

д)    легче справляются с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;

е)     приобретают умение рационально и экономично расходовать свои энергетические ресурсы;

ж)   постоянно пополняют двигательный опыт;

з)     испытывают радость и удовлетворение от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений.

По мнению некоторых авторов [5, 8, 11], данные возрастной физиологии, психологии и педагогики свидетельствуют о том, что младший и средний школьные возрасты являются периодом наиболее интенсивного развития основных координационных функций человека. Однако ряд исследователей [6, 12] отмечают, что двигательные (координационных) функции в эти возрастные периоды развиваются непрерывно. Если младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и, следовательно, психомоторных функций, то подростковый возраст (12-15 лет) является периодом бурного развития моторики и некоторым разладом двигательной координации.

Из практики детского спорта известно, что довольно часто дети подросткового возраста прекращают систематические тренировки или меняют спортивную специализацию. Напротив, для детей младшего школьного возраста свойственна большая любовь и потребность к активной двигательной деятельности, особенно, в комплексе естественных локомоций: бег, прыжки, метания.

Таким образом, возрастные особенности формирования центральной нервной системы и морфофункциональные перестройки в организме, связанные с пубертатным периодом могут накладывать свой отпечаток на структуру КС и через них влиять на интересы детей к спортивной специализации [11].

Индивидуальный подход в обучении в современной школе и тенденция к всеобщей ранней специализации в детских спортивных школах поставили проблему диагностики индивидуальных и групповых особенностей школьников и поиска способных детей и подростков для подготовки олимпийских резервов. Все это требует дальнейшего повышения качества педагогических воздействий, мероприятий по психофизиологическому поиску и отбору перспективных и талантливых юных спортсменов. Встают очередные проблемы по научному обоснованию тестов и скорейшему внедрению их в практику школы [48].

Разработка методов и критериев оценки КС необходима для решения ряда взаимосвязанных задач: определения уровня развития тех или других КС детей разного возраста и пола; установле­ния связи тех или иных КС друг с другом и с другими факторами: физическим развитием детей, кондиционными способностями, психофизиологическими функциями; выявления влияния занятий разными видами спорта на особенности изменения КС; влияния направленного применения координационных упражнений на динамику КС и на показатели эффективности (результативности) технико-тактических действий; предварительного отбора и ориентации детей для занятий теми или иными видами спорта, в которых КС является одним из ведущих факторов успеха [39].

Основными методами оценки КС являются: метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.

Основным методом диагностики КС является применение специально отобранных двигательных тестов. Как показал анализ соответствующей литературы [33], разработка тестов для измерения КС включает в себя следующие этапы:

1)    отбор тестов, пригодных для оценки явных и скрытых показателей КС школьников всех возрастно-половых периодов;

2)    разработка методики тестирования;

3)    проведение тестирования разных КС на большом количестве детей 7-17 лет;

4)    математико-статистический анализ результатов тестирования и установление наиболее надежных и  информативных  показателей  оценки КС;

5)    рекомендация отобранных тестов для применения в реальных условиях школы;

6)    разработка нормативов по каждому из тестов.

При отборе тестов для оценки КС наиболее важным и принципиальным моментом является их теоретическое обоснование.

Наиболее правильным представляется подход, когда каждая отдельная КС изучается по возможности с помощью нескольких гомогенных (однородных) контрольных испытаний (показателей). С одной стороны, это позволяет получить более надежную оценку уровня ее развития, а с другой – наличие положительных взаимосвязей между гомогенными признаками говорит о том, что данные тесты (группа тестов) определяют одну и ту же КС.

Необходимо также, чтобы контрольные испытания (тесты) соответствовали еще и таким требованиям:

а)     были естественны и доступны для школьников всех возрастно-половых групп и в то же время давали дифференцированные результаты, говорящие об уровне развития конкретных КС;

б)    не выражали собой сложных двигательных умений, требующих длительного специального обучения;

в)     не требовали сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения;

г)     как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров и массы тела;

д)    выполнялись ведущими и неведущими верхними и нижними конечностями, чтобы можно было изучить явление латеральности (асимметрии) с учетом возраста и пола;

е)     давали достаточно полную картину о динамике изменения всех специальных и специфических КС.

Перед проведением тестов учителю следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объясняют и демонстрируют правильное выполнение тестов.

На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценки необходимо давать несколько зачетных попыток (2-5), а для метаний на точность – 8-10. После каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, которая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двигательных действий. Испытуемым необходимо также предоставлять одну или несколько пробных попыток для того, чтобы облегчить разучивание или привыкание к опыту.

Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требу­ющими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний.

Контрольные испытания рекомендуется проводить один раз в первой половине учебного года (с 10 по 25 сентября) для определения исходного уровня КС и один раз во второй половине (с 10 по 25 мая) для выявления их изменения в течение года. Отдельные тесты можно использовать также до начала и после прохождения конкретного учебного материала, чтобы установить эффект его воздействия  на показатели координационной подготовленности учащихся.

В своей работе [34] В.И. Лях предлагает комплекс двигательных тестов, с помощью которого можно выявить абсолютные (явные) и относительные (латентные) показатели КС, который является гетерогенным, так как входящие в него тесты измеряют весьма различные по своему психофизическому содержанию и двигательному составу КС: в циклических локомоциях, акробатических упражнениях, баллистических двигательных действиях с установкой на дальность и точность метания, в спортивно-игровых двигательных действиях.

1. Тесты для оценки КС, относящихся к целостным двигательным действиям.

1. Челночный бег (3×10 м) в исходном положении лицом вперед.

2. Три кувырка вперед.

3. Метание теннисного мяча на дальность (из положения седа

ноги врозь).

4. Метание теннисного мяча на точность попадания.

5. Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

 

 

2. Тесты для оценки специфических КС.

Тесты для оценки способности к кинестезическому дифференцированию.

6. Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели.

7. Прыжки вниз на разметку.

8. Прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины.

9. Дифференцирование силы прыжка.

10. Точное катание мяча рукой.

11. Точное катание мяча ногой.

Тесты для оценки способности к ориентированию в пространстве.

12. Бег к пронумерованным медицинболам.

13. Маятник – бросок – цель.

Тесты для определения способности к комплексной реакции.

14. Упражнение – реакция – мяч.

15. Упражнение – маятник – реакция.

16. Падение палки – реакция.

17. Отпускание палки – реакция.

18. Тест на спортивную реакцию.

Тесты для определения способности к равновесию.

Для оценки динамического равновесия.

19. Балансирование на гимнастической скамье.

20. Повороты на гимнастической скамейке.

Для оценки статического равновесия.

22. Стойка на одной ноге.

23. Стойка на одной ноге на планке.

Тесты для определения способности к ритму.

24. Спринт в заданном ритме.

25. Сохранение ритма.

26. Точный темп бега.

27. Бег в заданном темпе.

Тесты для определения способности к перестроению двигательных действий и моторному приспособлению.

28. Подвижная игра-тест «Пятнашки».

29. Подвижная игра-тест «Борьба за мяч».

30. Бег к мячам.

31. Прыжки вверх с места, стоя на возвышении.

Тесты для определения способности к согласованию движений.

32. Упор присев – упор лежа.

33. Перешагивание палки.

34. Выпрыгивание вверх без взмаха и со взмахом рук.

35. Ходьба по дощечкам.

36. Прыжок на месте с поворотом на максимальное число градусов.

 <=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
Термин ловкость