Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития координационных способностей. Естественный рост показателей координационных способностей с 7 до 10 лет составляет у девочек 28,6 — 92,3% (в среднем 62,3%), у мальчиков 22,5 — 80,0% (в среднем 56,2%). Педагогические воздействия, направленные на развитие координационных способностей, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Упущенные в этот период возможности развития координационных способностей едва ли можно наверстать позднее, поэтому учителя и родители должны позаботиться, чтобы эти годы использовать как можно более плодотворно для развития детей .

По мнению В.И. Ляха , в качестве средств развития координационных способностей детей школьного возраста можно использовать разнообразные двигательные действия (физические упражнения), если они:

а)     связаны с преодолением координационных трудностей;

б)    требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий, а также находчивости в использовании этих действий в различных условиях;

в)     являются новыми и необычными для исполнителя;

г)     хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий.

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одному из этих требований, называются координационными.

Наиболее широкой и разнообразной является группа общеподготовительных координационных упражнений. Теоретически можно говорить о безграничном количестве таких упражнений. Практически же число их ограничено временем, которое можно выделить без ущерба для других упражнений, в процессе внеклассных, внешкольных или самостоятельных форм занятий; возрастными особенностями (в младшем школьном возрасте доля использования их выше, чем в среднем и старшем); половыми и индивидуальными различиями (например, в старшем школьном возрасте у юношей больше представлены общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, у девушек — с обручем, булавами, лентами, скакалками, мячами); материально-техническими условиями (оборудование, инвентарь) .CNtwmqevnjc

Условно общеподготовительные координационные упражнения можно разделить на следующие разновидности:

а)     обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят новые упражнения или варианты, рекомендованные школьной программой для I-IV, V-IX, X-XI классов;

б)    увеличивающие двигательный опыт. К ним можно отнести одиночные и парные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, обручами, лентами, булавами); относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны;

в)     общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, подвижные и спортивные игры с высокими требованиями к координации движений);

г)     с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; по улучшению сенсомоторных реакций, речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения).

Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относятся:

а)     подводящие, способствующие освоению и закреплению технических навыков (формы движений) и технико-тактических действий того или иного вида спорта;

б)    развивающие, направленные главным образом на воспитание специальных КС, относящихся к конкретным видам спорта;

в)     развивающие специфические КС: к ориентированию в пространстве, кинестезическому дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости и др. [38].

Для сопряженного воздействия на координационные и кондиционные способности применяют в различных сочетаниях обще- и специально-подготовительные координационные упражнения. Примеры соединения силовых, скоростно-силовых способностей и координационных способностей: метание мяча (правой, левой рукой) на расстояние, равное 1/3, 1/2 или 1/6 от максимальной дальности метания; чередование метаний (бросков) в цель при использовании снарядов (мячей) разной массы; чередование бросков мяча в стену на максимальную дальность отскока с бросками на дальность отскока, равную 1/2, 1/3 или 1/6 от максимальной; прыжки в длину или вверх с места в полную силу, вполсилы, в 1/3 силы; прыжки с вращениями в одну и другую стороны на максимальное количество градусов (на половину, на одну треть) или прыжки на заданное количество градусов и т.д.

В преобразованном виде общеподготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения можно проводить в форме игровых и соревновательных упражнений (особенно единоборств, подвижных и спортивных игр), которые являются действенным средством воспитания определенных координационных способностей, так как в этом случае создаются условия для максимального и подчас неожиданного их проявления.

В своих исследованиях автор   считает, что в соответствии с принципом преимущественного воздействия на координационных способностей координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. Первые направлены преимущественно на развитие координационных способностей, относящиеся к однородным группам двигательных действий, например, циклические движения (разновидности ходьбы, бега, лазанья, ползания, езда на велосипеде, бег на лыжах, коньках, плавание, гребля); метательные движения с акцентом на силу (толкание ядра, метание копья, молота, диска); поднятие тяжестей (упражнения с гирей и штангой); всевозможные акробатические упражнения и т.п.

Синтетические координационные упражнения содействуют воспитанию двух и более координационных способностей. Примерами таких упражнений являются варианты полос препятствий, эстафет и круговой тренировки, многие подвижные и большинство спортивных (особенно коллективных) игр.

Для развития координационных способностей детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения, основанные на двигательной деятельности. Эти методы используются в различных вариантах. Их разнообразие зависит оттого, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки.

В частности, по степени избирательности воздействия на координационных способностей, как отмечают некоторые авторы координационных способностей, можно говорить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные координационных способностей, например, на координационных способностей, проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость и о методах генерализованного упражнения (с общим воздействием на две и более координационных способностей).

По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке (тренировке, внеклассных занятиях) выделяют методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. Первые используют для развития координационных способностей школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, вообще являются главными методами развития координационных способностей.

Методы вариативного (переменного) упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.

Выводы, сделанные В.И. Ляхом в результате исследования развития координационных способностей у школьников показывают, что при применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо учитывать следующие основные правила:

1)    использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением;

2)    многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя выполнения отдельных характеристик и двигательного действия в целом, а также условия осуществления этих действий.

Анализируя данные литературы по проблеме развития координационных способностей у детей, можно отметить, что рекомендаций о том, какие методические приемы, относящиеся к методам вариативного (переменного) упражнения, являются наиболее эффективными для развития и совершенствования координационных способностей школьников, нет. По-видимому, одни из приемов более адекватны одним условиям, другие – другим. Это зависит от задач, решаемых на уроке, возможностей школы и учителя, подготовленности учащихся, их возраста, пола, индивидуальных особенностей и других факторов. Однако важно в течение учебного года и всего периода обучения ребенка в школе обеспечить всестороннее и целенаправленное использование этих приемов для того чтобы обеспечить разностороннее развитие общих и специальных координационных способностей. Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании координационных способностей в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного – в старшем. Последние следует широко использовать в занятиях с юными и квалифицированными спортсменами.

Широкое применение в развитии и совершенствовании координационных способностей школьников занимают игровой и соревновательный методы. По сути говоря, большинство упражнений, рекомендованных для развития координационных способностей, можно провести этими методами.

Особенности методики применения координационных упражнений и организации занятий. По даннымряда авторов , главная задача координационного совершенствования в младшем школьном возрасте – обеспечение широкого базиса (фонда усвоенных двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей. Чтобы успешно ее решить, младших школьников в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из которых можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них является группа общеподготовительных координационных упражнений.

Говоря об относительной самостоятельности общеподготовительных координационных упражнений, следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и физических способностей. Иначе говоря, по своему воздействию применяемые упражнения в младшем школьном возрасте носят в значительной мере генерализованный характер. Их преимущественное воздействие на двигательный навык или двигательную, в том числе координационную, способность определяется только методической направленностью. Умелое сочетание на уроке развития координационных и физических способностей, особенно скоростных и скоростно-силовых, технического обучения двигательным навыкам и координационных способностей – отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса и предпосылка гармонического психомоторного развития ребенка.

В младшем школьном возрасте преобладают аналитические координационные упражнения, воздействующие на различные специальные и специфические координационных способностей. Много внимания в этом возрасте необходимо уделять общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами: гимнастическими палками, мячами, флажками, обручами.

Учитель должен умело включать в учебный процесс аналитические координационные упражнения на развитие специфических координационных способностей и упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции.

Среди упражнений, комплексно действующих на координацию и ловкость, в первую очередь следует назвать подвижные игры, а также комбинированные упражнения (эстафеты), элементы единоборств и спортивных игр. Эти средства развития координационных способностей можно применять, когда двигательные действия (бег, прыжки, метания, ловля, передачи и броски мяча) хорошо освоены, иначе могут сложиться неправильные координации, исправить которые непросто. Особенно целесообразны названные комплексные средства тогда, когда стоит задача научить умело применять освоенные двигательные действия (умения, навыки) в изменяющейся обстановке.

Говоря об особенностях развития координационных способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. Метод стандартно-повторного упражнения совершенно необходим в работе с младшими школьниками, однако по мере того, как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, он должен уступить место методу вариативного упражнения. В противном случае приобретаемые навыки могут перейти в косные стереотипы, а это недопустимо, так как техника движений в дальнейшем будет существенно перестраиваться в связи с ростом физических способностей и значительным увеличением размеров тела.

Среди приемов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в младшем школьном возрасте должны преобладать приемы строго регламентированного варьирования.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что эффективность координационных упражнений зависит от методики их применения и организации занятий. Младшие школьники приступают к этим упражнениям с большим подъемом и желанием, но всякая эмоциональность может быть причиной шума и баловства. Поэтому первое обязательное условие построения занятий – четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя. Так как запас двигательных умений и навыков, особенно у учеников 1-2-x классов, весьма ограничен, второе условие – обеспечение преемственности при освоении новых двигательных действий. Наконец, третье – строгое соблюдение общих дидактических принципов .

 

Влияние занятий единоборствами на развитие координационных способностей детей.

Анализ источников выявил закономерное разветвление базовых видов дальневосточных боевых искусств на спортивные и военно-прикладные. При этом соответствующие системы подготовки  могут использоваться в спортивно-оздоровительных и лечебно-оздоровительных целях. Такое их использование, с одной стороны, дань традиции, к которой приобщались не только мужчины, но и женщины, а также дети и пожилые люди любого пола. Но, с другой стороны, это и примета нового времени, рождающего потребность в массовом демократичном культивировании различных видов, разновидностей и стилей восточных единоборств .

Если идти от наиболее общих ценностей к конкретным общезначимым достижениям, следует, прежде всего, обратить внимание на своеобразную «культуру» обучения в боевых искусствах. Ее определяет изустный способ передачи традиции, органично совмещающий принципы «искусства» и «науки» обучения, невычленимые из единого учебно-воспитательного процесса, который, в свою очередь, неотделим от совместного процесса жизнедеятельности всех членов школы. Отсюда ряд специфических свойств традиции: слияние профессионального обучения с образом жизни; практическая взаимосогласованность этических, эстетических, физических, технических, психологических и иных задач обучения; рациональная канонизированность базовых и ключевых элементов обучения, которая сочетается с высокой степенью отлаженности механизма передачи мастерства .

В спорте значительное внимание уделяется развитию отдельных качеств спортсмена (силы, выносливости, скорости, реакции и т. п.). Им посвящаются научно-методические труды, под них подстраивается процесс обучения. В то же время способы интеграции этих качеств гораздо меньше изучены и во многом зависят от эмпирических находок тренеров или наиболее одаренных спортсменов. В дальневосточных боевых искусствах изначально весь процесс обучения нацелен на создание психофизического ансамбля, достижение гармонии нужных качеств. Единство тела, техники и духа позволяет мастеру боевых искусств быстро мобилизоваться в нужный момент и действовать с большой эффективностью. Показательно, что подобные достижения не являются исключительными, а характеризуют всю «культуру» профессионального обучения на Востоке.

Опыт дальневосточных боевых искусств интересен еще и тем, что их многоборческий характер проливает свет на проблему взаимодополнения и совместимости разных видов спорта . Общеизвестно, что любой спортсмен должен уметь бегать, прыгать, плавать, владеть приемами самостраховки при падениях, элементами акробатики и т.д.

Дыхание – главный секрет не только боевых искусств, но и любого вида спорта, любой физической деятельности, поскольку контролируемое дыхание открывает путь к управлению энергией и сознанием, лежит в основе практической психотехники и психорегуляции, искомого психофизиологического ансамбля мастера. Прочно вошедшие в современный спорт приемы аутотренинга, мысленной тренировки и др. заимствованы из йоги, дзэна и других восточных систем психорегуляции. Практическую ценность имеют методы и приемы дыхания, обладающие широким спектром психофизиологического действия .

Общеоздоровительное и специальное укрепляющее действие имеют обширные комплексы разогревающих и растягивающих упражнений, используемых в боевых искусствах. Они могли бы значительно разнообразить арсенал аналогичных упражнений во многих видах спорта и дифференцированно вводиться на занятиях физкультурой. Не должно дезориентировать то, что по внешней форме некоторые из этих упражнений совпадают с известными общими элементами спортивной разминки. Их эффективность определяется внутренними причинами – особыми способами выполнения, сложившимися в традиционной восточной системе обучения .

Рациональный выбор нужного темпа и ритма проведения занятий позволяет в традиционной восточной системе обучения выдерживать большие нагрузки и в то же время не работать на износ, обходиться без допингов и биостимуляторов. Общий интенсивный темп тренировок сохранялся благодаря пропорциональному чередованию концентрированных усилий (и даже сверхусилий) с восстановительными фазами. Разумеется, ритмическая структура отдельных занятий может быть очень гибкой и многовариантной в зависимости от задач. Практическое ознакомление спортсменов с традиционной организацией учебно-тренировочного процесса и его психорегулятивными механизмами могло бы дать западному спорту новые стимулы для развития.

Продолжая разговор о более специфических сторонах подготовки мастеров в дальневосточных боевых искусствах, нельзя обойти вниманием, например, уникальные упражнения для развития правильного взгляда и периферийного зрения. Соответствующая специальная тренировка была особенно нужна для ведения боя с несколькими противниками. Однако она сохраняет значение и в спортивных единоборствах, позволяя реагировать на малейшие движения противника. Подобные навыки и развитие способности охвата широкого пространства сбоку и сзади чрезвычайно важны для командных спортивных игр (футбол, баскетбол, регби и др.).

Итак, многочисленные конкретные достижения боевых искусств при конструктивном и заинтересованном подходе могли бы найти в западном спорте широкое и разнообразное применение. Например, для современного фехтовальщика интересен, прежде всего, опыт обучения в кэндо, для стрелка из лука – опыт кюдо. Общеобразовательное ознакомление спортсменов с основами у-шу, каратэ или малоизвестными сторонами практики джиу-джитсу и айкидо могли бы существенно дополнить тренировки боксеров, самбистов, мастеров вольной борьбы и др.

Как отмечают отдельные авторы , современные боевые искусства в своей основе создавались для того, чтобы дать свободу для самовыражения и проявления мужественности. Современное будо направлено на совершенствование духовных и физических сил человека, поэтому оно доступно всем. В нынешних условиях наиболее важным стал рациональный подход к обучению, а интуитивное обучение (канн) ушло на второй план. Индивидуальный метод работы наставника с учеником заменен групповым методом обучения.

Современные боевые искусства обычно характеризуют как методы самообороны или спортивные единоборства. Характерная для классических будо концепция смертельного поединка в них заменилась идеей состязания между двумя соперниками.

Айкидо относится к современным боевым искусствам. Под словом «айкидо», вошедшим в употребление в ХХ веке, подразумевается ряд современных дисциплин, включающих физическое воспитание, самооборону, спорт и активный отдых.

Айкидо, в отличие от всех других восточных боевых искусств, окрашенных воинственной философией, – единственная в своем роде система самозащиты, которая может использоваться против одного или нескольких невооруженных или вооруженных противников.

Из различных школ старых боевых искусств были заимствованы: перемещения тела и движения рук, восходящие к традиционному японскому искусству фехтования на мечах; удары в жизненно важные точки (атэми), которые в айкидо трансформировались в отвлекающие технические действия; методы выведения противника из равновесия с использованием приемов, основанных на скручивании конечностей в суставах (при этом в айкидо запрещено использование приемов, приводящих к травматизму); методы удержания противника (осаэ-вадза) с применением болевого воздействия на нервные точки, которое является эффективным способом обездвижения; методы удушения (симэ-вадза); быстрота и точность движений.

В основе техники айкидо лежит принцип, выделяющий его из общей системы боевых искусств, – принцип гармоничного взаимодействия с партнером, в отличие от принципа противодействия и конфликтного отношения с противником, характерного для других видов единоборств. Целью оборонительных действий является не одоление противника в прямом столкновении, а уход от атаки, изменив направление силы оппонента при помощи естественных круговых движений. Находящимся в движении телом человека очень легко маневрировать, так как его вертикальная устойчивость уменьшается за счет инерции движения. Чем быстрее человек движется, тем меньшей степенью контроля над своими движениями он обладает, тем легче вывести его из состояния равновесия. Инерцию движения можно увеличить, управляя им сбоку, добавляя собственную силу. В результате человек теряет равновесие. В айкидо инерция атаки не разрушается, она находится под контролем до полного «саморазрушения».

Исходя из этих положений, сформулирована теория взаимодействия, основанная на принципе нейтрализации, исключающем прямое отражение атаки. Чтобы сохранить инерцию движения противника, взаимодействие с ним проводится по касательной, с дальнейшим направлением энергии его атаки в сферу своего движения. Это определяет еще один важный принцип – принцип сферичности, когда движению противника придается кривизна, способствующая втягиванию его в сферу движения обороняющегося. Использование центростремительных и центробежных сил позволяет даже физически более слабому человеку нейтрализовать более сильного противника. К этому можно прибавить воздействие на суставы или на болевые точки.

Таким образом, вторым отличительным признаком айкидо является возможность защиты от противника большей физической силы. Этим объясняется отсутствие в айкидо весовых категорий.

Айкидо – это искусство самозащиты. И хотя практически все виды боевых искусств являются высокоэффективными методами обороны, айкидо считают уникальным. Это связано с тем, что выполнение приемов на определенном уровне мастерства приводит к минимальной возможности серьёзного травматизма .

Необходимость раннего обучения школьников умениям целенаправленного и грамотного ведения единоборств диктуется самой жизнью. Каждый из нас на собственном опыте знает, как увлеченно и самозабвенно дети борются между собой, едва только научатся ползать и ходить. Эта естественная детская страсть к самоутверждению путем единоборства не затухает впоследствии ни в детских яслях, ни в детском саду, ни в общеобразовательной школе.

По мнению некоторых специалистов , именно в детском возрасте легче всего прививать осмысленные грамотные представления о важнейших правилах и посильных способах ведения единоборства, разумно используя внутреннюю тягу детей к этой форме двигательной активности. В свете сказанного в Москве и ряде других городов Российской Федерации в последние годы с успехом реализуется программа Национального союза «Детское дзюдо».

С позиций здравого смысла планомерно приучать школьников к навыкам посильного единоборства необходимо с I класса, то есть с самого начала школьного обучения, наряду с другими применяемыми видами программного материала. Целесообразно периодически уделять единоборствам по несколько минут на подходящих для этого уроках, а именно простейшим формам борьбы, которые прекрасно развивают на фоне положительных эмоций и силу, и ловкость, и быстроту, и гибкость, и внимание, и память, и волю, и сообразительность, короче говоря, целый комплекс необходимых физических и психических качеств.

Обучать простейшим формам борьбы предпочтительно, используя игровой метод. На начальных этапах обучения следует, прежде всего, освоить такие операции: быстро и надежно выполнять необходимый захват, быстро и ловко перемещаться, умело предотвращать осуществление захвата соперником или своевременно освобождаться от него, выводить соперника из равновесия, сковывать его действия и вынуждать отступать, создавать себе удобную позицию для атаки и достижения победы в схватке.

На пути последовательного продвижения от простого к более сложному наиболее доступны и привлекательны, особенно для учащихся начальных классов, игровые единоборства и касания. Кто быстрее коснется какой-нибудь, заранее оговоренной, части тела соперника – тот и побеждает.

Игровые единоборства и касания внешне непринужденно, но, по сути, весьма нацеленно подводят занимающихся к осмысленному выбору выгодной позиции, а также позы и стойки, удобных для достижения поставленной цели, использованию слабых сторон соперника, воспитывают быстроту мышления и двигательной реализации задуманных действий. В связи с тем, что указанные единоборства не связаны с падением участников, их можно успешно применять в спортивных залах без мягких покрытий, на открытых площадках и т.д. Весьма уместно их использовать во вводной части урока, так как в отличие от традиционной разминки в виде изрядно наскучившего своей монотонностью бега, наклонов, приседаний, махов под счет и т.п. игровые единоборства на ярком эмоциональном фоне позволяют совершенствовать комплекс психофизических качеств, повысить эффективность вводной части урока .

Игры-единоборства, связанные с борьбой за территорию, направлены на вытеснение, выталкивание соперника за обусловленный участок игровой площадки, подавление его попыток к сопротивлению, вынуждение к отступлению. При этом в рамках оговоренных правил можно творчески пользоваться обманными, отвлекающими движениями, хитроумными комбинациями целеустремленных двигательных актов, помогающих достижению поставленной цели. Действия такого рода являются важным элементом базовой подготовки в различных видах борьбы, ибо в соревновательной схватке борец, получивший ряд предупреждений за уходы с ковра, снимается с поединка, и ему засчитывают поражение. А в борьбе сумо победа присуждается уже за одно выталкивание соперника из борцовского круга .

Естественное детское стремление к самоутверждению среди сверстников в подобных состязаниях является мощным побудительным стимулом к дополнительным самостоятельным тренировкам в свободное время дома, во дворе либо в другом подходящем для этого месте. Здесь проявляется еще одно весомое преимущество раннего обучения детей доступным элементам единоборств с самого начала школьного образования .

Кроме того, в результате такого подхода создаются благоприятные предпосылки, способствующие раннему выявлению одаренных детей, первичному отбору и ориентации наиболее способных из них на специализированные занятия спортивной борьбой, где они могут стать высококлассными спортсменами и добиться широкой известности. Без таких занятий будущие спортсмены могли бы никогда не узнать о своих скрытых способностях и всю жизнь заниматься каким-нибудь нелюбимым делом, не по призванию, а просто по иронии судьбы или воле слепого случая, что, к сожалению, весьма распространено в нашей далеко не идеальной жизни .

 <=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>

 


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
Развитие координационных способностей детей