Система дополнительного образования является частью образовательного процесса. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает ученику обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству. По своему «местоположению» в системе образования – это часть образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах. Дополнительное образование сопряжено с базовым, но не повторяет его, а расширяет, углубляет, вводит новые аспекты, востребованные детьми и их родителями.Содержание дополнительного образования реализуется по специальным образовательным программам, которые, как правило, разрабатываются самими педагогами. Это могут быть прогробразованияаммы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественнонаучного, социально-экономического направлений. (Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000г. №1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»). Освоение избранных учащимися образовательных программ осуществляется в индивидуальном темпе и объеме. Достижения учащихся имеют персонифицированный характер и не подлежат какому-либо сравнению между собой. Оценка в дополнительном образовании условна и допустима в разнообразных формахДополнительное образование мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей и подростков в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.Основное (базовое) образование ценно своей системностью, дополнительное – возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка.Все это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для личности и общества.Таким образом, дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, является одним из определяющих факторов развития их способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения. Все это ставит развитие системы дополнительного образования в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики.Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области боевых искусств, в частности айкидо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по данному виду к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, учебная программа по айкидо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования, и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по айкидо разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:

–                   Конституция РФ;

–                   Гражданский кодекс РФ;

–                   Закон « О физической культуре и спорте в РФ»;

–                   Закон РФ «Об образовании»;

–                   Закон РФ «Об общественных организациях»;

–                   Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»;

–                   Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13);

–                   Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

–                   Санитарные правила и нормы 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);

–                   Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»;

–                   Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002г.№390;

–                   Типовое положение о детской юношеской спортивной школе (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а.

В основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных айкидоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики[55].

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса по айкидо, возможных результатах освоения программы и методах их оценки.

В данной программе учтены особенности организации учебно-тренировочного процесса, предлагаемые специалистами всемирного центра айкидо, что создает предпосылки для широкого международного использования материалов программы.

Цель программы:

–                   Содействие гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.

Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач:

–                   привлечение максимально возможного числа учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

–                   утверждение здорового образа жизни;

–                   повышение уровня физической подготовки школьников школы с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей программы;

–                   профилактика вредных привычек среди учащихся;

–                   воспитание волевых, смелых, обладающих высоким уровнем социальной активности молодых людей.

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей регламентируются Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г.
№28-02-484/6. Требования утверждены на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03.

Содержание образовательных программ должно соответствовать :

-                     достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

-                     определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

-                     направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско — краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно — научной и др.);

-                     современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Основными показателями выполнения программных требований являются: выполнение контрольных нормативов по технической и специальной физической подготовке, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, посещаемость занятий.

Отличительной особенностью предлагаемой программы является наличие социального заказа в области боевых искусств и возможность приобщения к лучшим традициям мирового культурно-духовного наследия. Создание данной программы базируется на современных научно — методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности.

Программа является основным документом при проведении занятий по айкидо в учреждениях дополнительного образования и спортивных клубах, однако она не должна рассматриваться, как единственно возможный вариант планирования тренировочного процесса.

<=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
Программы дополнительного образования детей (цели и задачи)