Предлагаемый в данной работе годовой план, рассматриваемый как макроцикл и содержащий в себе мезоциклы (циклически повторяющие весь предлагаемый к изучению материал), подразделен на микроциклы. Каждый микроцикл представляет собой группу из 2-4 уроков, объединенных между собой единой темой. В конце микроцикла контрольное занятие.

При разработке годового плана особое внимание уделено конкретным требованиям к техническим действиям. На данном уровне подготовки учеников это умение выполнять рисунок (форму) технического действия с уважительным отношением к партнеру   (требование аттестационной программы). На первый план при работе в микроцикле нами выдвигается положение о закономерностях, связанных с неравномерностью освоения сложных двигательных действий, которые проявляются в изменении темпов обучения, чередования в ряде случаев, своего рода триад, включающих быстрый рост, снижение темпов освоения и плато, когда нет видимых признаков роста качества выполнения действий.

Каждый отдельный микроцикл- это этап в мезоцикле, на котором происходит обучение, закрепление, повторение, наработка, совершенствование конкретного технического действия. Обучение двигательным действиям, как неоднократно отмечено, имеет свои закономерности и особенности. Главной идеей предлагаемой работы является то, что закономерности физического воспитания едины во всех своих проявлениях, будь то изучение традиционных видов физической культуры или изучение «других», нетрадиционных видов физической активности. Все, что связано с совершенствованием человеческого тела, имеет одни и те же правила, принципы и закономерности. Наше исследование, это попытка подвести принятые теоретические основы под основы преподавания конкретного вида боевых искусств.

В данном годовом плане заложены определенные конкретные решения. Одним из ключевых является идея повторных мезоциклов, содержащих весь спектр годового плана. В свою очередь мезоциклы содержат повторяющиеся вновь на каждом этапе микроциклы.

Отличие одинаковых микроциклов в мезоциклах следующие: сокращение времени наработки, изменение условий выполнения, изменение темпа и ритма, то есть изменением формы проведения основной части урока.

Основной идеей введения микроциклов является попытка решения задачи эффективного обучения за счет рационального использования времени занятий и общего графика построения учебного процесса. По сути дела нам не известны достаточно строгие количественные критерии, по которым можно судить о темпах обучения. Отдельные элементы, операции в силу готовности (физической, двигательной, психической) к обучению им, осваиваются достаточно быстро. Другие требуют специфической готовности, находятся в отрицательной взаимодействии с ранее освоенными действиями или отдельными двигательными автоматизмами и, естественно, процесс обучения замедляется, но это кажущееся замедление, поскольку сами элементы, частные операции и тому подобное, разные, а следовательно, требуют различного времени на обучение. Применение теории о микроцикле позволяет видоизменить методику, приспосабливая ее к характеру решаемой частной задачи обучения, вводить этапы направленного воздействия на отдельные компоненты готовности, обеспечивая тем самым поступательное освоение действия. Преподавателя на этом этапе является умение составлять равные по своим способностям и возможностям рабочие группы учеников. Как показывает опыт работы, на этом этапе происходит разделение класса по степени усвоения материала и важно умело использовать принцип индивидуального подхода к обучению. И эта четверть в своей программе содержит весь спектр изучаемого материала за год.

 

<=назад                                    |=содержание=|                                          вперед=>


а так же вы можете прочитать дополнительные статьи по теме айкидо:

Поделиться
годовой план занятий